"Выпускнику юридического факультета МГУ (даром, что не филфака!) Игорю Ивановичу Шувалову еще в студенчестве мудрые преподаватели наверняка прожужжали уши цитатой из одного отца-основателя Московского университета (в честь которого он теперь и назван), адресованной другому (первому ректору, впоследствии ставшему и первым ректором Российской академии наук), благо фамилия с ученым фаворитом императрицы Елизаветы Петровны у них общая. Шутки – в сторону: человек, на 37-м году жизни ставший «шерпой» главы государства в «большую восьмерку» и уже имеющий за плечами многолетний опыт руководства аппаратом правительства – отныне главный кандидат в «серые кардиналы» политики Кремля и достойный наследник славы великого графа. Может быть, даже уже светлейший князь по прежним придворным меркам. В стране, как ни крути, новый «петербуржский период» истории, поэтому мерять карьеру сиятельного бюрократа (кстати, моложе Владимира Рыжкова-младшего) приходится не в сделавших себя сами Ломоносовых, а, увы, в сменивших по пути не одного покровителя Шуваловых. Прозрачный намек? Более, чем…
Мамонтенок из вечной мерзлоты
Объясняющая все в характере продвижения по служебной лестнице нынешнего помощника президента РФ Владимира Путина деталь выглядит на слух довольно скромно: с 1993 по 1995 год Игорь Иванович являлся старшим юрисконсультом АОЗТ «АЛМ Консалтинг», с 1995 по 1997 год – директором адвокатского бюро «АЛМ»… АЛМ – это вензель, инициалы Александра Леонидовича Мамута, якобы второго (после Романа Абрамовича, естественно) «спонсора» Семьи первого главы новой России Бориса Ельцина. С дипломом рядового правоведа попасть сразу в атташе правового департамента МИД, а оттуда практически незамедлительно в большой бизнес мог только человек с нужными для карьерного рывка – с места в карьер связями – и «отмороженными» раз и навсегда принципами.
Слово «Mammut», кстати, на большинстве европейских языков означает «мамонт»: так называются обычно большие супермаркеты в мегаполисах или фирмы по подъему со дна морского крупнотоннажных судов типа АПЛ «Курск». Родившийся на Чукотке, в зоне вечной мерзлоты, Шувалов с полным правом может назвать себя мамонтенком, который вполне себе отогрелся на среднерусском солнышке. Зря смеетесь, ибо удачное стечение обстоятельств редко выпадает на долю людей с гладенькими биографиями. Вот и Игорю, провалившему поступление в вуз сразу после школы, пришлось помыкаться сперва в НИИ лаборантом, а потом и в армии солдатом.
Это был, между прочим, второй (после операций 1984-го) пик советской войны в Афганистане, когда родители буквально молились на миротворческий потенциал генсека Михаила Горбачева, а он дал последний шанс своим генералам добиться победы на полях сражений в горных кишлаках – и подготовительное отделение МГУ в 1997-м для ДМБ Шувалова стало заслуженным избавлением от перманентной угрозы загреметь под пули. Страна уже вовсю читала в перестроечной «Юности» повесть «Сто дней до приказа», а «на гражданку» вышел готовый «дед» и железобетонно поступил в университет, когда-то основанный его легендарным… предтечей.
Чукча в чуме ждет рассвета
Поначалу бизнес не сулил Игорю Ивановичу никакой внятной перспективы кроме роста личного благосостояния: в мае 1995-го Шувалов стал одним из учредителей АООТ «Сталкер» (оптовая торговля), в августе 1995-го – АООТ «Фантейм» (уже риэлтерская деятельность), в октябре 1996- го – АОЗТ «РЭНДО» (производство и реализация товаров народного потребления)… Никакая блоха не плоха – все маленькие, все прыгают. Но вот в декабре 1996 года по заказу заместителя секретаря Совбеза РФ и давно уже олигарха Бориса Березовского наступает рассвет – для консолидации «частного пакета» акций Общественного российского телевидения, прочно вещающего на президентской «первой кнопке», создается «деловая крыша». Вместе со старшим юристом и партнером бюро «АЛМ» Натальей Русиной и наш сегодняшний персонаж становится учредителем ЗАО «OPT-Консорциум банков». А вскоре грянет и первая медиа-война (за «Связьинвест»), на которой помимо информационного, разумеется, были и другие фронты.
Фронт Игоря Шувалова назвался Госкомимущество, бастион Анатолия Чубайса и Ко, куда его делегировали на реестр федеральной собственности. В ГКИ тот переждал гром «дела Союза писателей», когда карьеры соратников главного приватизатора разом посыпались из-за обвинений в получении гонорара-взятки за ненаписанную книгу, и даже стал там заместителем министра. В «дефолтном» 1998-м премьер Сергей Кириенко забрал бюрократа на повышение: председателем РФФИ, что объяснялось давним знакомством «киндер-сюрприза» российской политики с бизнес-куратором его нижегородского еще проекта «НОРСИ-ойл» – тем самым Шуваловым.
Однако крах 17 августа не утопил Игоря Ивановича, но, напротив, вознес юного бюрократа в новые кулуары. Недолгий и.о. хозяина Белого дома Виктор Черномырдин, как известно, всегда поощрявший молодых да ранних (если те безупречно лояльны!), тут же включил в состав правительственной комиссии по подготовке предложений по выводу экономики из кризиса. Нашелся легко у Шувалова общий язык и с тремя последующими первыми министрами Евгением Примаковым, Сергеем Степашиным и даже Владимиром Путиным, а четвертый – Михаил Касьянов – даже сделал человека-портфель при себе руководителем аппарата кабинета в ранге министра. Хотя зачем портфель чиновнику, у которого и так все бумаготворчество под контролем? «Чукча» в самом большом «чуме» Москвы, однако, дождался своего звездного часа!
Ария князя Игоря
Предал ли кого-нибудь из своих бывших начальников Игорь Шувалов – спросите у самих этих бывших начальников, межличностные отношения – материя уж слишком деликатная и субъективная, чтобы судить о ней на расстоянии. Про самого молодого из администраторов Белого дома как правительственного здания известно следующее: он взял под управление сложный бумагопоток при помощи тотальной компьютеризации здания и введения штрих-кодов на все документы, тогда как персонально обошелся малой кровью, почти никого из доставшихся в наследство подчиненных не уволил, просто на себя как на управленца их перекоммутировав.
Его предшественник на посту Дмитрий Козак, конечно, был ас в своей профессии, но поверить в то, что машина, сконструированная под Михаэля Шумахера, будет так же исправно служить, скажем, Кими Райкконену – извините! – трудно. Разве что новый пилот просто сидел в кабине при включенном извне автопилоте и там от страха просто не касался рукой чужих кнопок? Версия, кстати, имеющая право на существование при самом «техническом» из всех премьеров. Касьянове. Пока тот работал в тандеме с другим «человеком Семьи» Александром Волошиным, сидевшим в Кремле у руля администрации президента РФ, машина отечественной экономики ехала исправно и только набирала обороты роста ВВП. А стоило Михаилу Фрадкову лишь прибавить газу административной реформе, как автомобиль сразу остановился.
Игорь Иванович в одном из своих нарочито немногочисленных интервью как-то признался, что они с Михаилом Михайловичем еще «на берегу» договорились, что оба ограничатся только «тонкой настройкой» работы правительства, и довольно долга за это слово держались. Видимо, пока не пришла пора чуткому бюрократу-фавориту Шувалову в очередной раз сменить покровителя: 2003-й год – сами понимаете! – лучше стоять за высокие темпы роста экономики, чем сидеть (на даче под фактически домашним арестом) за низкие. Очевидцы свидетельствуют, что поход «князя Игоря» в Кремль в путинскую комиссию по удвоению ВВП сопровождался в Белом доме бурными сценами расставания с премьером. Из-под Касьянова просто выдернули стул, на котором тот сидел, и снова подложили под другое мягкое место.
Отпустите меня в Гималаи
«Шерпами» вообще-то называют проводников по горным тропам в Гималаях, а в «большой восьмерке» так именуют доверенных лиц по подготовке саммитов (буквально – «вершина») лидеров ведущих экономик мира. До сих пор на этой позиции от СССР и России оказывались только профессиональные экономисты: Григорий Явлинский, Егор Гайдар, Борис Федоров, Александр Шохин, Евгений Ясин, Александр Лившиц, Андрей Илларионов… Что означает появление в новом контексте юриста Игоря Шувалова? Его официальное признание в качестве специалиста по бизнес-интересам страны на Западе или смену в Кремле представления о том, кто на самом деле должен рулить народным хозяйством? Да бюрократы же!
Собственность тотально огосударствляется и теперь во главе советов директоров разных РАО поставлены действующие чиновники: Дмитрий Медведев в «Газпроме», Игорь Сечин в «Роснефти», Владислав Сурков в «Транснефти» – наш герой тоже, пока в «Совкомфлоте», но членство в аналогичном органе «Российских железных дорогах» не оставляет больших сомнений в вероятном председательстве Игоря Ивановича. Шувалов как «шерпа», пожалуй, сбывшийся кошмар западных партнеров России, только-только признавших нас (и то неохотно) страной с рыночной экономикой. Весь либерализм ВВП-президента, как известно, базировался на радикальном имидже его советника Андрея Илларионова и отказе от прежней политики «помощи клуба» на саммитах с G-7. Только после того, как РФ перестала просить финансовой помощи у «больших», ее пустили из предбанника в зал основных заседаний, инкорпорировав в «восьмерку».
Что принесет публичная смена вектора? Игорь Иванович, конечно, тоже владеет английским языком, но в отличие от команды «Александр-хауса»-2000 Германа Грефа его именная комиссия по удвоению ВВП так ничего и не предложила государю, что тот мог бы показать на Западе в качестве доказательства. Путин второго срока – что Александр I Благословенный: начинал с комиссии Сперанского, а закончил «военными поселениями» Аракчеева – и догадайтесь с трех раз, какую роль играет при его дворе нынешний «князь» Шувалов.
Чистый, как стеклышко, бюрократ, он, похоже, мастерски владеет русской (еще византийской по происхождению) кухней. Однако в мировом кулинарном поединке-2005, где все готовится из парного мяса, нашей стране с ее размороженной «мамонтятиной» не светит даже место «жандарма Европы». На него США сватают в Евросоюз… Турцию, где частный сектор в экономике – в отличие от России – растет, а не схлопывается. И армия, кстати, стоит на страже светского гражданского общества. А мы по-прежнему остаемся в душе медведями, хотя бы и гималайскими типа «шерпы» Игоря Шувалова."
|