6 декабря в помещении «Интерфакса-Украина» состоялась пресс-конференция по поводу участия компании Nemiroff (Украина) в качестве спонсора Международного музыкального конкурса Eurovision 2005. Президент компании Яков Грибов объявил о готовности инвестировать в проект 2 млн. евро.
Знают ли организаторы конкурса, что предполагаемые инвестиции вполне могут иметь нелегальное происхождение? 22 октября этого года Генеральная прокуратура Украины арестовала счета компании и возбудила уголовное дело против должностных лиц Немировского ликероводочного завода по ч. 3 ст. 364, ч. 2 ст. 366, ч. 3 ст. 212, ч. 2 ст. 229 Уголовного кодекса Украины.
ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ КОМПАНИЯ NEMIROFF СЕГОДНЯ?
Эта навязчивая заставка в виде красного перца на вертлявых, тонких ножках появляется на отечественных телеэкранах практически перед каждой спортивной программой. Правда, к пропаганде здорового образа жизни телевизионный ролик не имеет никакого отношения. Мультипликационный персонаж продвигает на отечественный рынок алкогольную настойку «Медовая с перцем». Нарушение запрета на рекламу крепкого алкоголя можно считать фирменным стилем ее производителя, Украинской водочной компании «Немирофф», деятельность которой неоднократно становилась предметом расследования МАП РФ.
РОССИЯНЕ ПРЕДПОЧИТАЮТ «БЕЛУЮ»
Трудно найти продукт, более традиционный для нашего общества, чем водка. Прибыль от продажи национального напитка внутри страны, его экспорта на мировые рынки всегда составляла заметную часть доходов государственного бюджета. Конечно, в отечественных магазинах всегда можно было встретить импортный алкоголь, но, как правило, речь шла о коньяке, роме, виски и прочих высокоградусных «цветных» напитках. Положение изменилось после развала Советского Союза: тогда в одночасье российские прилавки заполнила заграничная продукция, только названием и градусами напоминавшая классическую «белую».
Со временем благодаря усилиям правоохранительных и лицензионных органов ситуацию удалось исправить. Жесткий контроль качества заграничного спиртного практически полностью очистил российскую торговую сеть от импортных суррогатов. Оставшиеся на рынке производители тщательно следили за своей репутацией: производство алкоголя, как и банковское дело, может быть успешно только при условии абсолютного доверия со стороны потребителей и клиентов. К сожалению, сегодня отечественный рынок алкоголя столкнулся с новой угрозой: этот сегмент российской экономики агрессивно осваивает зарубежная компания, которая не раз вступала в конфликт с органами правопорядка.
ВИННИЦКАЯ ВОДОЧНАЯ ПОЛИТИКА
Назвать водочную компанию «Немирофф» (Nemiroff) украинской – значит погрешить против истины. На самом деле детище винницкого предпринимателя Якова Семеновича Грибова в уставных документах значится дочерним предприятием кипрской компании Biostar Investments Ltd. Не известно, имеют ли киприоты на самом деле хоть какое-то отношение к производству сорокоградусной. Скорее всего, островной филиал представляет собой знакомую россиянам по отечественной литературе контору «Рога и копыта». Тем не менее ничего противозаконного в этом нет. Обычный способ «минимизации налогов». А «минимизировать» здесь, по мнению украинской Генеральной прокуратуры, есть что.
Объем произведенной в 2003 году продукции составил 4,55 млн. дал ликероводочных изделий. На первый взгляд такой успех регионального производителя ничем не объясним. Ассортимент компании довольно обычен: три вида классических водок, семь «особых» и слабоалкогольные напитки. Качество продукции, по мнению дегустаторов, явно не дотягивает до заявленного «премиума». Сам Грибов ничуть не похож на финансового гения. У него обычная, если можно так сказать, биография олигарха. Родился в 1964 году. Отец военнослужащий, мать – заведующая детским садиком. Жили Грибовы в военном городке Озерном Житомирской области. Там же Яков окончил среднюю школу. Затем приборостроительный факультет Челябинского политехнического института по специальности «Автоматика и телемеханика». После окончания института пробовал работать в одном из НИИ города Хмельницкого. По его собственному признанию, первые жизненные университеты он прошел в бильярдной, где у него и началось «формирование отношения к людям, к жизни, к бизнесу».
В бизнес пошел в 1987 году, кооператором. Довольно долго Грибов занимался самыми разными видами предпринимательства: от производства музыкальных дверных звонков и конденсаторов до торговли подержанными автомобилями и зерном. Постепенно команда завзятого игрока, которая, по его словам, как «маленький хищник» рыскала по рынку, поняла, что лучше заниматься чем-то одним, «но крупным и финансово емким». «Хищникам» приглянулся ликероводочный завод в провинциальном городке Немирове. В начале 90-х годов прошлого столетия предприятие было преобразовано в СП с участием американского, немецкого, английского инвесторов. С 1997 года Немировский ЛВЗ принадлежит кипрской компании Biostar Investments Ltd., созданной, скорее всего, самим Яковом Грибовым с товарищами. «Рынок был предельно прост: производи и продавай, – вспоминал потом в одном из своих интервью Яков Грибов. – Ничего сложного: вода плюс спирт. И «хороший маркетинг».
«ХОРОШИЙ МАРКЕТИНГ»
Не долго думая, взяв за прототип известную марку Smirnoff, Яков Грибов быстро изменил название провинциального Немирова на прозападный Nemiroff. Дизайн классической водки «Столичная» был переделан под водку «Немировская», водка «Московская особая» превратилась в «Немировскую особую». А название слабоалкогольного напитка SPY позаимствовано у известной водки SKYY.
Спирт был привозной, дешевый, из Турции. Вода – местная, винницкая. А вот что именно имел в виду Грибов, говоря о хорошем маркетинге, Украина узнала не сразу. У Якова Семеновича был свой, заветный секрет освоения рынка. О нем хозяин Nemiroff как-то проговорился на научно-практической конференции «Основные направления развития алкогольного рынка в условиях нового законодательства Российской Федерации», которую организовал Департамент потребительского рынка и услуг Москвы. Как заметил украинский гость, большинство его российских коллег отличаются бестолковостью и не умеют работать. Именно поэтому владелец компании Nemiroff пришел на российский рынок и всех «научил жить».
ПОХОД НА ВОСТОК
Яков Семенович Грибов знал, что говорил. Пожалуй, в Украине зависимость бизнеса от политики выражена еще жестче, чем в России. Грибов политикой не брезгует. К примеру, производство крепкого алкоголя в Украине было бы не так выгодно из-за высоких акцизных ставок, если бы представители власти не закрывали глаза на некоторые особенности деятельности дружественных им водочных компаний. Видимо, поэтому предприятие господина Грибова, исправно работая в районном центре Немирове, пользуется всеми льготами кипрской «прописки». В России он работает по той же, выверенной дома схеме, которая, вероятно, выглядит так: вначале поиск покровителей, потом безудержный напор – идя по головам своих российских «коллег». Московская дистрибьюторская компания «Ротор-хаус», фактически обеспечившая продвижение «горилки» на столичный рынок, была «подставлена» самым беспардонным способом: ее попросту «кинули», разорвав контракт без всяких компенсаций. Та же судьба постигла питерские фирмы «Евро-алко» и «Дуплет». Правда, с самими россиянами, своими потенциальными потребителями, Грибов обошелся еще хуже.
Первым о появлении в России нового водочного короля узнали телезрители. Заграничное словечко с двумя «ф» на конце мелькало в каждом новом сериале, в перерывах между боксерскими матчами, в нашумевших кинолентах. В результате возмутилось российское антимонопольное ведомство. Дело в том, что крепкий алкоголь по отечественному законодательству нельзя рекламировать нигде, кроме мест продажи и специализированной прессы. А немировский перец мелькал чуть ли не в детских телепередачах. Сам же пан Грибов в своих интервью утверждал, что компания рекламирует не водку, а настоящий маринованный овощ.
Приструнить водочного короля получилось только при помощи социологического опроса. Специалисты Министерства по антимонопольной политике опросили телезрителей, чтобы узнать, считают ли они логотип Nemiroff водочным или перцовым. Естественно, что исход опроса был предрешен: мало кто всерьез воспринял утверждение рекламистов компании, что словосочетание «все дело в перце» относится к заурядному маринаду. Как результат появились первые продажи. Правда, значительный ряд покупателей «горилки» были «одноразовыми клиентами»: попробовав хваленого спиртного, они наотрез отказывались пить его постоянно. Перец, несмотря на рекламу, тут был ни при чем. Наши соотечественники, привыкшие к чистой продукции московских заводов, с трудом переносили турецкий спирт, смешанный с винницкой водой. Такая же ситуация сложилась и на украинском рынке. Популярность «перцовок» среди потребителей водки достаточно низкая.
Кстати, в царской Русской армии офицерский состав пил исключительно белую водку. А перцовками потчевали только рядовой состав. Это объяснялось тем, что настойки были более дешевы в изготовлении. А комбинация «спирт плюс перец» действовала успокаивающе на солдат (по аналогии брома).
ПОЛОСА ПОГРАНИЧНЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ
Правда, «споткнулся» Грибов не на спирте. Подвела политика. Игры с властью – дело довольно рискованное. К примеру, в начале своей деятельности Грибов, имея завод в традиционно прозападной Винницкой области, вовсю поддерживал центральную власть. Зато, как только набрала «политический вес» оппозиция, Яков Семенович моментально переметнулся в ее ряды.
Понятно, что откровенный переход в лагерь противника аккурат перед историческими президентскими выборами мало кому понравился из прежних покровителей водочного магната. В результате нарушавшего неписаные правила Грибова заставили жить по закону. Как выяснилось, он к этому был абсолютно не готов.
Первые неприятности у империи Nemiroff случились, когда власти приморских регионов придержали на время отправку немировского спиртного в Россию. Через год делами водочного короля заинтересовалась Генпрокуратура Украины. События развивались стремительно. 22 октября этого года украинская Генеральная прокуратура арестовала счета компании и возбудила уголовное дело против должностных лиц Немировского ликероводочного завода, Немировской межрайонной государственной налоговой администрации, государственной налоговой администрации в Винницкой области, Донбасской и Киевской региональных и Амвросиевской, Винницкой, Мариупольской и Одесской таможен. Фактически одним ударом немировский завод лишился налаженных каналов, по которым реки алкоголя текли в Россию.
Следователи прокуратуры настроены весьма серьезно. Дело возбуждено по ч. 3 ст. 364, ч. 2 ст. 366, ч. 3 ст. 212, ч. 2 ст. 229 Уголовного кодекса Украины «по фактам злоупотребления полномочиями, служебного подлога, незаконного использования товарных знаков, а также уклонения от уплаты налогов». По уже опубликованным подсчетам Генпрокуратуры Украины государственный бюджет недополучил 95 млн. гривен, или $18 млн. Потом к Генпрокуратуре подключились налоговики. Так, Государственная налоговая администрация одной только Винницкой области считает, что водочная компания недоплатила в бюджет 37 млн. гривен, или $6,9 млн., налога на прибыль за 2003 г. Один из исков налоговиков к компании уже удовлетворен, и фискальные органы угрожают арестовать имущество компании, что может привести к остановке ее производства.
Уклоняться от налогов водочникам помогали чиновники. В злоупотреблении служебным положением и подлоге были обвинены десятки должностных лиц из Немировской межрайонной государственной налоговой администрации, Государственной налоговой администрации в Винницкой области и Одесской таможни. Конечно, во всех своих интервью подследственные уверяют, что стали жертвой политического преследования накануне выборов президента. Правда, это утверждение слабо соотносится с реальностью: дело в том, что следствие по махинациям производителей «горилки» приобретает поистине международный размах. К примеру, не так давно сотрудники налоговой службы России поставили под сомнение законность самого ввоза продукции компании Nemiroff на территорию страны.
Когда рушатся империи, важно вовремя уклониться от летящих обломков. Сегодня иметь деловые отношения с водочной компанией с сомнительным будущим считается делом не вполне приличным. К примеру, сразу после возбуждения уголовного дела в отношении сотрудников господина Грибова Международная федерация бокса вынесла на рассмотрение вопрос о разрыве спонсорского контракта. Сторонники разрыва отношений с компанией Nemiroff из числа представителей Международной федерации считают, что имидж мирового бокса может существенно пострадать от работы с компанией, замешанной в уголовных делах. На сегодняшний день вопрос о дальнейшем сотрудничестве Международной федерации бокса с компанией Nemiroff остается открытым.
По некоторым данным, больше всего от скандала пострадала турецкая компания Solomon’s Bros.&Co, производящая спирт невысокого качества. Именно это предприятие долгое время было поставщиком сырья для разрекламированного водочного бренда. Продажа спирта шла хорошо, поэтому сотрудничествос компанией Nemiroff стало для восточной фирмы основным источником дохода. Теперь, когда благодаря решительным действиям правоохранительных органов поставки второсортного спирта в Украину по незаконной схеме больше не производятся, турецкая компания оказалась на грани банкротства.
Зато выиграли простые россияне. Теперь, наученные горьким опытом, российские власти наверняка ужесточат контроль над ввозом импортного спиртного. А заодно наведут порядок в деле контроля его качества. Ведь негоже жителям страны, одним из национальных символов которой считается знаменитая на весь мир русская водка, пить разведенный турецкий спирт. Пусть даже с перцем…
|