Нельзя утверждать, что дети крупных политиков чаще совершают правонарушения, нежели те люди, чьи папа с мамой далеки от властных структур. Просто политик в силу публичности своей деятельности и высокой государственной ответственности, лежащей на его плечах, принадлежит не сам себе, а народу, его избравшему (так по крайней мере считается). Так что теоретически отпрыск государственного мужа должен тщательно взвешивать последствия каждого своего поступка. Потому что, скажем, к детям звезд шоу-бизнеса тоже приковано пристальнейшее внимание СМИ, и, попади такое звездное чадо в скандальную ситуацию, журналисты, зная интересы своих читателей, конечно же, не преминут написать и об этом. Однако для папы-актера не очень праведное поведение сына – это, вероятно, большое личное горе, но не перестанут же все равно такого папу-актера в связи с этим снимать в кино. А папе-политику нерадивость отпрыска вполне может стоить карьеры – недавние события в Карачаево-Черкесии наглядно показали, что в народном сознании политик может быть в ответе за зятя, не то что за сына. И все-таки иногда даже самые послушные дети попадают в нехорошие истории.
Криминальный след
Взять, к примеру, Владимира Черепкова, сына знаменитого владивостокского экс-мэра, а ныне депутата Госдумы Виктора Черепкова. Весной 1993 года была ограблена средняя школа № 73 города Владивостока. В числе грабителей по версии следствия был и Черепков-младший. Якобы в этом признались несколько его подельников. Но состоялся суд, на котором двое обвиняемых раскаялись: мол, оклеветали г-на Черепкова под давлением следствия. Тем не менее приморская Фемида проигнорировала эти показания, и сын градоначальника был приговорен к 7 годам лишения свободы. Уголовное преследование Черепкова-младшего по удивительному стечению обстоятельств совпало по времени с жесточайшим противостоянием его отца с губернатором Приморья Евгением Наздратенко. Тогда, напомним, и на самого мэра завели уголовное дело по обвинению в получении взятки. В 96-м, когда Генеральная прокуратура установила, что дело мэра – провокация, суд выяснил наконец, что и его сын приговорен незаконно. Пал, казалось бы, Черепков-младший жертвой политической борьбы. Но в 2000 году, когда харизматичный дальневосточный политик уже служил депутатом в нижней палате парламента РФ, его сын снова попал в передрягу. Работая водителем, он согласился перевезти груз кирпичей, которые оказались крадеными. В случившемся Черепковы снова заподозрили провокацию. Однако нынешним летом Черепков-сын отличился однозначно в лучшую сторону. Работая спасателем на пляже, он оказал первую помощь женщине, сбитой пьяным автолюбителем. В общем, сын, как и отец, оказался человеком непростой судьбы.
Однако порой случается и так, что отец с сыном действуют сообща, в криминальном тандеме. По версии следствия, тульский губернатор Николай Севрюгин в обмен на подписание важного документа вытребовал в 1997 году себе взяток на общую сумму в 210 тыс. долларов. Сын г-на Севрюгина Андрей работал при папе посредником по передаче взяток. За это отец дал отпрыску 30 тыс. долларов. В 1999 году Севрюгина-старшего амнистировали, а в 2002-м младший Севрюгин получил 3 года и сразу был амнистирован по случаю годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
Чаще всего отпрысков политической элиты обвиняют в преступлениях экономических (обвинения в подавляющем большинстве случаев рассыпаются). Тут тоже не надо искать никакого глубокого смысла. Просто так уж получается, что дети крупных политиков обладают недюжинными способностями чаще в сфере экономических наук. Именно на этом поприще отпрыски политического бомонда добиваются феноменальных успехов практически сразу, в силу своего незаурядного таланта.
Экономическое чудо
Многие политические деятели могут гордиться своими детьми, которые не стали ждать милостей от родителей, а сами упорным трудом добились высокого положения в обществе. Так, сын самарского губернатора Константина Титова Алексей – директор самарского коммерческого банка «Солидарность». Ни одна предвзятая личность из прокуратуры так и не сумела доказать, что на младшем Титове замыкается ряд изящных, но не совсем законных финансовых схем. А сын башкирского президента Урал Рахимов тоже не понаслышке знает, что такое черная людская неблагодарность. Г-н Рахимов-младший руководит целым рядом республиканских компаний, в том числе «Башнефтехимом», «Башнефтью» и «Башкирэнерго». И вместо того чтобы быть благодарными за то, что Рахимов-младший взвалил на себя эту ношу, фактически освободив республику от трех олигархов зараз, местная оппозиция не устает обзывать его коррупционером, аферистом, а иногда и попросту бандитом. Не любят Урала Рахимова еще по одной причине: как опасаются в республике, сын первого лица Башкирии мечтает сменить в будущем своего отца на руководящем посту.
А вот у татарского президента Шаймиева два сына. Старший, Айрат, – генеральный директор ОАО «Дорожный сервис Республики Татарстан». Младший, Радик, входит в совет директоров акционерного общества «Татнефть». Но не надо думать, что только у президентов национальных республик талантливые дети. Это не так. Минувшим летом, к примеру, молодой (26 лет), но очень перспективный специалист Петр Михайлович Фрадков, сын премьер-министра России, был назначен заместителем директора Дальневосточного морского пароходства, а сын питерского губернатора Валентины Матвиенко, Сергей, после ее победы на выборах получил повышение в банке, где он работал и до этого. Про Сергея известно, что он, вопреки желанию матери, женился на питерской певице Заре Мзоян. А еще про Сергея ходят слухи, что он действительно хороший компьютерщик (в банке он отвечает за информационные технологии). Но какое бы очередное повышение ни получил Сергей в славном городе Санкт-Петербурге, он не сможет избежать спекуляций на тему протекции своей матери. Может быть, поэтому некоторые дети предпочитают не делать лишних движений, а сразу выбирают жизненный путь, схожий с родительским.
Наследники по прямой
Так, Игорь Лебедев стал лидером думской фракции ЛДПР только благодаря своему отцу Владимиру Жириновскому. При том, что ЛДПР называют партией одного человека, в ней есть много куда более ярких персонажей, чем г-н Лебедев. Но сын для г-на Жириновского, как ни странно, оказался важней некоторых вопросов партстроительства. Впрочем, без меркантильной капли дегтя в бочке меда отцовской любви не обошлось. Когда Владимир Вольфович выдвигается на очередные выборы, то декларация его доходов выглядит довольно скромно. Зато из декларации г-на Лебедева обычно следует, что он владеет несколькими квартирами, автомобилями и изрядной суммой денег на банковских счетах. Это происходит оттого, считают многие, что имущество г-на Жириновского записано на имя сына. А вот сын генерала Валентина Варенникова, Владимир, дважды пошел по стопам отца. Во-первых, он тоже генерал. А во-вторых, как и отец, трудится в партии «Родина». Ну и, пожалуй, самый яркий политик-наследник – Рамзан Кадыров, сын погибшего в мае этого года президента Чечни.
Мало кто знает, но питерское молодежное «Единство» на заре своего существования возглавлял Дмитрий Грызлов. Но Дмитрию, в отличие от отца, довольно быстро надоело заниматься политикой, и он сконцентрировался на собственных проектах – разработке военно-патриотической игры в формате реалити-шоу и даже создании новой радиостанции (папа у Димы по первому образованию, кстати, связист). У младшего Грызлова есть даже собственный сайт, на котором можно прочесть его биографию и посмотреть, как выглядит сын спикера Думы.
Клуб львиц
Есть среди детей политиков и такие, кто не хочет владеть никакими нефтяными компаниями, не жаждет идти в политики и без всякого энтузиазма относится к созданию собственных проектов. Таким нигилистам не остается ничего, как попросту наслаждаться безбедной жизнью, которую им обеспечили родители. Классическим примером такого рода (и самым любимым персонажем все «желтых» СМИ) является Ксения Собчак–- дочь Анатолия Собчака и Людмилы Нарусовой. Пока г-жа Нарусова в Совете Федерации принимает новые законы, призванные улучшить уровень жизни россиян, ее дочь не пропускает ни одной статусной вечеринки, крутит романы с известными бизнесменами и может, утверждают недоброжелатели, потратить за день столько, сколько за год не сумеет израсходовать все население одной тувинской деревушки (именно Туву представляет в сенате ее заслуженная матушка). Как-то у г-жи Собчак украли драгоценностей на 600 тыс. долларов. Но стойкую дочь демократов это горе не сломило.
А дочка Александра Шохина, Евгения, от скуки создала элитный «Клуб львиц», который объединил жен представителей российской бизнес-элиты. «Хлопнув по рюмашке водочки, бежали водить хороводы. Кульминацией вечеринки стал конкурс на самого обаятельного члена клуба. Каждому участнику выдали аптекарские резинки определенного цвета. Задача – «окольцевать» этими резинками наибольшее количество ног присутствующих», – с восторгом описывалась в светском глянцевом журнале одна из тусовок, организованных талантливой г-жой Шохиной.
|