Несмотря на положительную динамику основных показателей социально-экономического развития Республики Марий Эл, реальных оснований для оптимизма нет. Для описания экономического положения используются такие макроэкономические показатели, как темпы роста объемов производства и СМР в текущих ценах, инвестиций в экономику, выполнение плановых назначений в процентах, другие. Но эти показатели используются для анализа экономических процессов преимущественно в условиях устойчивой экономики, когда не меняются внутренние параметры и конструкции показателей и их динамики. Если же речь вести о современной, транзитивной экономике, переходе на совершенно новую, постиндустриальную модель развития общества в рамках глобального процесса, то здесь необходима не только система новых показателей, отражающих качественные изменения в социально-экономической динамике, но и совершенно иные подходы к анализу, иной "угол зрения" на процесс. В центре внимания должны быть, прежде всего, показатели уровня и качества жизни, человеческого развития.
Оценку социально-экономического положения республики в основном на базе макроэкономических показателей можно объяснить двумя причинами: первая - желанием показать большие успехи, достигнутые республикой с приходом нового руководства во главе с ныне действующим президентом, то есть "оправдать" свой приход к власти; вторая – обосновать правильность выбора на второй срок полномочий именно ныне действующего президента республики, как человека, способного обеспечить социально-экономическую динамику.
Для использования данной методики, которую условно можно назвать "манипуляционной", в республике есть все предпосылки и условия:
в Марий Эл почти не осталось людей, способных провести квалифицированный анализ социально-экономического и финансового положения;
те, кто это может сделать, или абсолютно безразличны к происходящим в республике процессам, или заняты вопросами своего существования, или делают политическую карьеру в рамках созданной в республике конструкции;
общая политико-экономическая неграмотность населения республики;
полное подчинение всех СМИ действующему руководству, создание условий, препятствующих изданию газет, публикующих критические материалы в адрес действующего руководства; прекращение доступа критики к таким средствам массовой информации, как телевидение и радио.
Объективная оценка динамики социально-экономических процессов в республике свидетельствует о том, что регион исчерпывает свои стратегические ресурсы развития, накопленные за прошедшие десятилетия. Он находится в преддверии глубокого системного кризиса. Здесь низкий потенциал физически и морально устаревших основных фондов, не способных обеспечить производство наукоемкой и высокотехнологичной продукции; структура сфер экономики, отраслей и производства не смогут ответить на вызовы будущего. Низкий уровень подготовки большинства кадров для работы в условиях цивилизованного и конкурентного рынка. В целом низкими темпами внедряются новые управленческие технологии и технологии организации общественной жизни. Институты гражданского общества полностью находятся в подчинении действующей власти. Собственная налоговая база покрывает всего лишь треть минимальных потребностей республики. Нет серьезных разработок по стратегическим вопросам развития республики. Программа социально-экономического развития на 2002-2004 годы не реализована. Более того, она была разработана по устаревшей методике. По технологии своей разработки это кабинетное творчество чиновников министерств и ведомств республики. В тяжелейшем положении находится сельское хозяйство. По качеству своего развития оно отстает даже от соседних регионов на десятилетия. В республике практически не осталось высокотехнологичных и наукоемких производств, определяющих лицо экономики в постиндустриальном глобальном мире.
По комплексной оценке уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в 2002-2004 годах Республика Марий Эл устойчиво занимает 78 место в России. Хотя в 2000 году она занимала 76 место.
По данным Межрегионального центра исследований информационной политики Нижегородского облкомстата в рейтинге среди 14 регионов ПФО по показателям социально-экономического положения Республика Марий Эл занимает 13 место. По уровню экономического развития – 12, финансовому положению – 14 и по развитию социального сектора – 14 место.
По показателю "Основные фонды отраслей экономики (тыс. рублей на чел.)" Республика Марий Эл занимает 80 место в России.
В рейтинге губернаторов России, составленном на основе индекса развития человеческого потенциала, по данным Доклада о развитии человека за 2003 год, изданного по заказу программы развития ООН (ПРООН), Нью-Йорк, Оксфорд, Оксфорд-конверсити, президент Республики Марий Эл занимает 69 место из 79. Для сравнения - руководитель Ульяновской области – 36 место. Долг предприятий и организаций, бюджета составляет более 13 млрд. рублей (?).
Валовой региональный продукт по итогам 2002 года составил 18,9 млрд. рублей (другой информации по этому разделу за более поздние годы пока еще не опубликовано). По этому показателю республика занимала 14 место в ПФО. ВРП на душу населения составил всего 25257,6 рубля (по официальным материалам Минэкономразвития в 2002 году в Республике Марий Эл произведено ВРП на душу населения на сумму 29100 рублей (?). Для сравнения – в Самарской области – 73178,3 рубля, в Ульяновской области – 33916 рублей. По этому важнейшему показателю, отражающему уровень экономического развития региона, республика занимает последнее, 14 место в ПФО и 77 место в России. По прогнозам на 2004 год республика может переместиться на 79 место. В республике производится всего лишь 0,17% ВВП страны.
В структуре ВРП уменьшается удельный вес материального производства и растет доля услуг. Если в 2000 году в структуре ВРП услуги составляли 41,4%, то в 2002 году – 49,5%. Такую тенденцию в условиях формирования рыночных отношений в республике можно было бы оценивать как весьма положительную, если бы речь шла об увеличении доли рыночных услуг. Но в республике доля этих услуг, наоборот, уменьшается. Если в 2000 году рыночные услуги составляли 63,7%, то в 2003 году – 60,5%. В целом можно отметить, что в республике наблюдается ухудшение структуры источников, формирующих ВРП даже в режиме "догоняющей" экономики. В этих условиях обычно должно было наблюдаться расширение производства импортозамещающих материальных товаров и рыночных услуг, особенно массового спроса, при одновременном уменьшении импорта продукции переработки.
Производство
Промышленность. По сведениям Комгосстата РМЭ, индекс промышленного производства в Республике Марий Эл в 2003 году к 2002 году составил 111,9%. Это 3-е место в Приволжском федеральном округе после Мордовии и Оренбургской области. Такое положение можно было бы считать одним из основных успехов действующего правительства, если не учитывать базовые факторы, оказавшие влияние на рост этого показателя, возможные корректировки Комгосстатом РМЭ экономических показателей в сторону повышения со ссылкой на наличие некоей неформальной экономики. Анализ показывает, что на рост объемов производства повлиял, прежде всего, фактор инвестиционного цикла. Ряд системообразующих предприятий до 2001 года обновили или ввели новые производственные мощности и фонды. Например, ОАО "Мариэнерго" в 1999 году ввело второй энергоблок на ТЭЦ-2. До 2000 года была проведена реконструкция производства и введены новые мощности на филиале ФГУП "Росспиртпром" "Фокинский ликеро-водочный завод", ООО "Марийский НПЗ", ОАО "Шелангерский химзавод", ОАО "Марийский ЦБК", на других предприятиях. Второй фактор – это благоприятная экономическая конъюнктура, сложившаяся в России за последние годы и рост курса доллара США. В связи с этим были повышены за счет федерального бюджета зарплата бюджетникам, пенсии и пособия, различные льготы. В результате растет покупательская способность населения. А в совокупности с высоким курсом доллара увеличивается спрос на отечественную продукцию. Все это стимулирует рост объемов производства. Третий фактор – ценовой. Растут цены на продукцию предприятий, тарифы энергоносителей. Четвертый фактор – начавшиеся изменения в системе управления. Ряд предприятий внедряют маркетинг и современный менеджмент, информационные технологии в управленческую деятельность. Одновременно происходит рост уровня квалификации работников, управленческих кадров. Пятый фактор – социально-психологический и предпринимательский – людям просто хочется заработать, поэтому растет бизнес-активность населения. Все эти факторы оказывают благоприятное влияние на развитие производства. Однако следует отметить, что все изменения в республике это, в основном, результат благоприятной экономической конъюнктуры, сложившейся в стране за последние годы в связи с ростом цен на мировом рынке на энергоносители и увеличением их экспорта, создания Президентом и Правительством России благоприятных условий развития экономики. Правительство же Республики Марий Эл скорее сыграло деструктивную роль в развитии экономики, чем способствовало развитию экономики. На полную "мощность" запущена процедура банкротства предприятий, в том числе наукоемких и высокотехнологичных, системообразующих. В итоге распродаются по низким ценам основные фонды предприятий-банкротов, увеличивается фактическая безработица, высококвалифицированные и конкурентоспособные специалисты уезжают из республики.
Действительный "вклад" правительства Республики Марий Эл в экономическое развитие можно оценить по показателям деятельности государственного сектора экономики. По состоянию на 1 октября 2003 года на территории республики было 680 предприятий, относящихся к государственному сектору экономики, или 5,0% от общего числа учтенных в ЕГРПО. В них занято 59,3 тыс. человек или 25,3% от всех занятых в народном хозяйстве республики. За январь – сентябрь 2003 года предприятия государственного сектора произвели продукцию на сумму 870,2 млн. рублей (!?), что составляло 9,2% объема продукций крупных и средних предприятий республики. Индекс физического объема по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составил всего 87,6%. Было отгружено продукции на сумму 746,2 млн. рублей, что ниже аналогичного периода 2003 года на 7,4%. Остатки готовой продукции на складах на 1 октября 2003 года составили 38,6 млн. рублей. Инвестиций же в эти предприятия за рассматриваемый период было направлено на сумму 677,3 млн. рублей, что в сопоставимых ценах больше аналогичного периода 2002 года на 10,2% (в целом по республике на 22,7%). Основными источниками инвестиционных ресурсов были бюджет (включая средства дорожного и экологических фондов) – 77,3%, в том числе федеральный – 42,5%, бюджет республики – 34,5%; собственных средств предприятий и организаций – 12,1% (по республике – 40,1%), средства внебюджетных фондов – 5,5%. 54,8% инвестиционных средств направлено на строительство зданий и сооружений, 10,5% - на строительство жилья. Из всех инвестиционных ресурсов на развитие транспорта и жилищно-коммунального хозяйства было направлено 60% средств. За рассматриваемый период убыток организаций государственного сектора экономики составил 6,2 млн. рублей. 41,2% организаций были убыточными. Кредиторская задолженность составила 2.020,7 млн. рублей, из нее просроченная – 1.418,6 млн. рублей иди 70,2% всей кредиторской задолженности. Дебиторская задолженность составила 1.236,1 млн. рублей, из нее просроченная – 923,2 млн. рублей или 74,7% всей дебиторской задолженности. Все эти показатели очень ярко отражают качество работы правительства, представителей чиновничества в советах директоров государственных предприятий и организаций. Материалы свидетельствуют об очень низкой эффективности органов государственного управления в управлении государственной собственностью.
Все положительные тенденции в экономике республики это результат не очень активного вмешательства чиновников в дела хозяйствующих субъектов. Если бы они что-то попытались сделать в этом направлении боле активно, пусть даже под "соусом" государственного регулирования экономики, то положительных результатов развития экономики вряд ли можно было ожидать. Если правительство будет продолжать такую же политику, то естественная динамика развития производства имеет все шансы на сохранение. Если же будет наращиваться "помощь" отдельным предприятиям и организациям негосударственного сектора экономики в виде различных выборочных льгот и преференций, то этот естественный процесс будет разрушен и экономика может потерять свою динамику.
Республика, несмотря на развитие процесса банкротства крупных и средних предприятий, все еще имеет достаточно мощный потенциал, который, при наличии квалифицированного руководства экономикой, мог бы дать более высокие темпы развития. Но неумение действующими чиновниками регулировать экономику, незнание ими основ рыночных методов стимулирования не позволяет экономике республики наращивать объемы производства теми темпами, которые можно достичь исходя из наличного потенциала и существенно увеличивать налоговую базу.
В связи с этим в республике накапливаются отрицательные тенденции, которые в ближайшие годы с достаточно высокой вероятностью могут отразиться не только на темпах роста экономики, но и на самом существовании большинства предприятий и организаций. Это связано, во-первых, со вступлением большинства крупных предприятий в завершающую фазу инвестиционного цикла, который начался в конце 90-х годов прошлого века. Инвестиционный цикл, как правило, длится 5-7 лет. И на последней фазе, через 3-4 года от начала инвестиционного цикла, начинается спад производства "инвестиционной" продукции. Во-вторых, предстоящее вступление России в ВТО снимает преграды для импорта продукции иностранных предприятий в страну. Не соответствующая по качеству мировым стандартам продукция отечественных предприятий будет вытесняться импортной продукцией. По источникам Министерства экономики и промышленности Республики Марий Эл, продукция не более 15 предприятий республики в настоящее время не соответствует европейским и мировым стандартам качества. Отсюда продукция большинства предприятий не выдержит конкуренции с аналогичной импортной продукцией и будет лежать на складах. А для модернизации предприятий с целью производства конкурентоспособной и востребованной рынком продукции потребуются колоссальные прямые и портфельные инвестиции, к привлечению которых республика не готова. Нет концепции и программ развития производства в условиях глобальной экономики, нет инфраструктуры инвестиционной деятельности. В-третьих, в республике наблюдается огромный дефицит высококвалифицированных кадров, прежде всего рабочих профессий, дефицит в кадрах с высшим образованием, имеющих знания о реальной рыночной экономике. Правительство практически не обращает внимания на этот вопрос. В структуре инвестиций нет средств, направляемых на подготовку кадров. В то время как инвестиционная деятельность в условиях постиндустриальной экономики осуществляется по формуле 50 х 50. То есть половина инвестиционных ресурсов направляется на приобретение основных фондов, а другая половина – на подготовку и повышение квалификации кадров и внедрение новых технологий в производство и управление. Причем подготовка кадров должна вестись или в вузах и профессиональных учебных заведениях в странах с развитой рыночной экономикой, или приглашенными преподавателями из крупнейших вузов других государств. А это можно сделать или за счет средств бюджета, или специально созданных фондов. Ни того, ни другого в республике нет. А есть только лишь капвложения в объекты социальной сферы, эффективность которых не определяется, на покупку оборудования и капитальное строительство объектов экономики.
Основная продукция предприятий республики – продукты переработки нефти – прямогонный бензин, дизельное топливо и мазут; электроэнергия, продажа газа, ремонт и обслуживание газовых сетей, краски, холодильные шкафы, автофургоны и электродвигатели, ненаукоемкая медицинская техника, линолеум, искусственные мягкие кожи, другое. То есть выпускается продукция, не связанная с высокими технологиями и инновациями. Основная часть продукции предприятий не имеет высокой добавленной стоимости. Во многих предприятиях и организациях низкая производительность труда. Так, по данным Комгосстата РМЭ, в расчете на 1 работающего, в крупных и средних промышленных предприятиях в 2003 году было произведено продукции на сумму всего 293.129 рублей, в то время как в Самарской области – 743.527 рублей, в Ульяновской области – 342.774 рубля. По этому показателю республика занимает 11 место в ПФО.
Более того, увеличивается объем остатков готовой продукции на складах. На 1 июля 2004 года только на складах крупных и средних предприятий скопилось готовой продукции на сумму 802 млн. рублей.
Со снижением объемов наукоемких и высокотехнологичных производств, теряется "вес" региона на российском экономическом пространстве. Республика производит всего лишь 0,2% всей промышленной продукции страны. Произошли изменения и в структуре промышленности республики. Так, доля машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленного производства в действующих ценах уменьшилась с 23,7% в 2000 году до 19,3% в 2003 году, медицинской промышленности - с 8,2% до 4,9%. В то же время увеличилась доля электроэнергетики – с 15,7% до 22,6%. Выросла доля топливной промышленности – с 1,0% до 6,6%, в основном за счет роста производства топлива на ООО "Марийский НПЗ", торфобрикетов и роста цен на эту продукцию.
Если обратиться к показателям производства продукции в среднем за сутки, исходя из календарного числа дней в году, то следует отметить рост в 2003 году по сравнению с 2000 годом производства электроэнергии - на 13,5%, торгово–холодильного оборудования – 8,3%, целлюлозы – 93,5%, картона – 3,5 раза, бельевого трикотажа – 17,4%, искусственных мягких кож – 32%, обуви – 77,5%, пива – 2,9 раза, водки и ликеро-водочных изделий – 11,1%, производства молока – 5,8%, яиц – 20,7%, реализации зерна – 66,8%, скота и птицы в живом весе – 10,9%. То есть увеличивается производство товаров, которые в любой момент могут быть вытеснены с рынка аналогичными товарами более высокого качества, производимыми в большинстве регионов России или во многих регионах. Одновременно снизилось производство продукции, которая в основном потребляется в республике или перевозка которой на дальние расстояния невыгодна и невозможна. Произошло снижение производства строительного кирпича – на 16,3%, сборных железобетонных конструкций и изделий – 23,9%, линолеума – 14,3%, щебня – 11,9%, пиломатериалов – 28,1%, бумаги – 9,3%, валяной обуви – 61,4%, хлеба и хлебобулочных изделий – 27,3%, кондитерских изделий – 27,7%, макаронных изделий – 84,8%. Реализация картофеля снизилась на 61,8%, овощей – 27,5%.
Строительство. По объему работ, выполненных собственными силами по договорам строительного подряда в 2003 году Республика Марий Эл в ПФО занимает последнее, 14 место. По этому же показателю на душу населения республика также находится на последнем месте.
Но в то же время за последние годы в республике снова наблюдается увеличение ввода в действие жилых домов. Если в 1999 году было введено 150,9 тыс. кв. м жилья, в 2000 году - 120,2 тыс. кв. м, то в 2001 г.- 131,4 тыс. кв. м, в 2002 г. - 140,3 тыс. кв. м, в 2003 г. - 145,9 тыс. кв. м.
Однако более половины жилья строится населением за свой счет или кредита; остальная часть - предприятиями и организациями внебюджетной сферы для своих работников за счет чистой прибыли, по жилищным сертификатам для военнослужащих. За счет средств бюджета Республики Марий Эл и для работников бюджетной сферы жилье почти не строится. В 2004 году был введен в действие так называемый социальный дом в городе Йошкар-Оле на 48 (?) квартир. В этом же году заложено еще несколько "социальных" домов для работников социальной сферы. В капитальных вложениях (так называемых инвестициях) в 2003 году вложения на жилищное строительство составили 22,1% всех "инвестиционных" ресурсов, или 695,2 млн. рублей.
Темпы жилищного строительства далеко не удовлетворяют потребности населения в жилье. За последние 3 года в республике в среднем за год вводилось примерно 1708 квартир, из них в городе Йошкар-Оле – 833, то есть примерно 49%. В то же время только для обеспечения квартирами очередников в городе Йошкар–Оле необходимо вводить 6075 квартир. И это только для семей инвалидов войн и погибших, участников войн, воинов-интернационалистов, военнослужащих, уволенных в запас, многодетных семей, граждан, принимавших участие в ликвидации последствий ЧАЭС. Работники бюджетной сферы, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, здесь не учтены. В 2003 году свои жилищные условия улучшили 410 семей из списка. При таких темпах, для обеспечения квартирами только находящихся в списке и только в Йошкар-Оле, потребуется не менее 15 лет. А если учесть всех нуждающихся в улучшении жилищных условий в республике, и вновь образовавшиеся в будущем молодые семьи, то темпы жилищного строительства необходимо увеличивать минимум в 5 раз.
По официальным отчетам, в республике интенсивно строятся газопроводы. В 2003 году было введено в действие 202,4 км газовых сетей. Для сравнения – в 1999году было введено 44,9 км, в 2000 году – 103,2, в 2001 году - 50,4, в 2002 году – 139,9 км. Однако к отчету о газификации в республике за последние годы следует относиться достаточно осторожно. Дело в том, что газопровод газопроводу рознь. Есть магистральные и межпоселковые газопроводы разного диаметра и газопроводы – отводы, которые проводятся к домам. Затраты средств и времени на каждый вид газопровода разный. Если газопровод Зеленодольск–Йошкар–Ола диаметром 700 мм и протяженностью более 100 км требует более 1 млрд. рублей капитальных вложений, или 5 части консолидированного бюджета республики, то для строительства 200 км газопроводов-отводов достаточно нескольких десятков миллионов рублей. Более того, здесь участвуют средства населения.
В прежние годы правительство главное внимание обращало на строительство магистральных газопроводов. Оно считало, что при наличии этих газопроводов провести газ к населенным пунктам и домам уже проблемы не составит. Новое же правительство взяло курс на строительство газопроводов – отводов. В то же время интенсивная газификация республики при отсутствии магистрального газопровода большого диаметра и при использовании действующей единственной ветки "Зеленодольск-Йошкар-Ола" на 130-140% проектной мощности, чревато серьезными последствиями для газоснабжения республики, прежде всего города Йошкар-Олы. При неполадках и аварии на этой ветке газопровода без газа останутся промышленные предприятия, организация и население города Йошкар-Олы, ряда районов республики, всего 2/3 потребителей.
Почти все объекты социальной сферы, вводимые за последние 3,5 года были начаты строительством в разные годы еще в конце прошлого века. Ничего нового из крупных объектов для отраслей социальной сферы за счет бюджетных средств почти не строится.
Резко сократился ввод в действие автомобильных дорог общего пользования, в том числе за счет нового строительства. Если в 1999 году было введено 38,8 км дорог общего пользования, в 2000 году – 39,4 км, то в 2001 году – 17,0 км, 2002 году – 11,05 км, 2003 году – 23,44 км. В том числе за счет нового строительства – в 1999 году – 38,8 км, в 2000 году – 30,1 км, в 2001 году – 14,4 км, 2002 году – 2,93 км, 2003 году – 16,94 км. В аварийном состоянии находится почти все дорожное покрытие улиц Йошкар-Олы, в плохом состоянии дорожное покрытие улиц других городов, поселков и населенных пунктов. На так называемую президентскую программу "Столица", предполагается направить 54 млн. рублей бюджетных средств. А по различным расчетам только для текущего ремонта городских улиц потребуется не менее 300 млн. рублей. А если учесть необходимость приведения в порядок пешеходных тротуаров и дворовых территорий, то эта сумма превышает 500 млн. рублей.
Почти не строятся производственные объекты на селе. То, что было введено за прошедшие три года – это переходящие объекты, которые были начаты строительством еще в конце 90-х годов прошлого века.
Сельское хозяйство. Развитию республики в значительной степени препятствует кризисное состояние агропромышленного сектора экономики, как финансово – экономической базы развития села. За последние 4 года здесь ситуацию улучшить не удалось. С 2000 по 2003 годы посевные площади сельскохозяйственных культур уменьшились с 500,5 тыс. до 438,8 тыс. га, то есть на 61,7 тыс. га. Из них площадь под зерновыми культурами сократилась с 224,7 тыс. до 197,4 тыс. га, или на 27,3 тыс.га. Площади под картофелем и овощами сократились с 48,2 тыс. до 43,0 тыс. га, или на 5,2 тыс. га, под кормовыми культурами – с 218,6 тыс. до 190,1 тыс. га, или на 28,5 тыс. га. В то же время валовой сбор зерновых (в весе после доработки) увеличился на 38,8 тыс. тонн, урожайность зерновых культур (в весе после доработки) увеличилась 3,5 ц с га. Но это увеличение произошло, в основном, благодаря благоприятным природно-климатическим условиям, сложившимся в Поволжье за последние три года.
Поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств за 2000-2004 годы уменьшилось на 25,2 тыс., свиней – на 20,3 тыс., овец и коз – на 6,6 тыс. голов. На 1 января 2004 года в хозяйствах всех категорий находилось 168,8 голов крупного рогатого скота, в том числе 81,1 тыс. коров, 93,4 голов свиней, 62,1 голов овец и коз. В том числе в хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах находилось 72,6 тыс. голов крупного рогатого скота, или 43,0% всего поголовья крупного рогатого скота республики, в том числе 44,7 тыс. коров, или 55,1% всего поголовья, 24,1 тыс. свиней, или 25,8 поголовья, 61,1 тыс. овец и коз, или 100% всего поголовья, 444, 3 тыс. голов птиц, или 17,6% всего поголовья.
Нельзя не отметить увеличение производства молока в хозяйствах всех категорий – на 14,8 тыс. тонн, яиц – на 47,8 млн. штук. Это произошло за счет повышения продуктивности коров и птицы. Так, в крупных и средних сельскохозяйственных организациях средний надой молока от одной коровы, увеличился на 849 кг, средняя яйценоскость курицы-несушки – на 20 штук, продукция выращивания крупного рогатого скота на одну голову – на 21 кг, свиней – на 36 кг. Однако низкий профессиональный уровень многих руководителей сельского хозяйства (Минсельхозпрода, управлений сельского хозяйства муниципалитетов районов, сельхозпредприятий), большие затраты хозяйств на ведение земледелия, выращивание скота и птицы, покупку сельхозтехники и агрегатов, износ фондов, неотрегулированность организационных вопросов, отсутствие достаточной государственной поддержки в условиях рискового земледелия, не позволяют большинству сельхозпредприятий достичь безубыточности и финансовой самодостаточности. Так, по итогам 2003 года из 280 сельхозпередприятий 252 имели просроченную кредиторскую задолженность, 67% хозяйств завершили год с убытками. А с учетом накопленных долгов положительный финансовый баланс имели всего 15 хозяйств. Накопленная кредиторская задолженность крупных и средних предприятий составляет 1250, 3 млн. рублей, в том числе просроченная – 807,2 млн. рублей. Машинно-тракторный парк по сравнению с 1990 годом сократился наполовину. Он изношен до предела и фактически не обновляется. Отрасль лишилась многих государственных дотаций, а объемы финансирования сельского хозяйства, предусмотренные республиканским бюджетом, крайне малы.
На долю хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств, по состоянию на 1 января 2004 года приходилось 45,2% производства мяса, 56,9% молока, 17,8% яиц. При этом в республике нет программ, правовых и нормативных актов по государственной поддержке хозяйств населения, нет инфраструктуры поддержки сельского подворья.
В республике нет и программ по комплексным проблемам развития села. На селе огромный дефицит квалифицированных кадров, как в основном секторе экономики, так и в отраслях инфраструктуры.
Для вывода села из кризиса необходимо разработать совершенно новую модель развития села и агропромышленного комплекса с учетом принципов регулируемой государством либеральной рыночной экономики, с ориентиром на негосударственные источники финансирования. Основной целью развития АПК необходимо определить развитие прибыльного бизнеса. А целью развития села – формирование среды, комфортной и привлекательной для работы и проживания. А для этого необходимо определить образ села республики в обозримой перспективе.
Розничная торговля
Рост заработной платы работников бюджетной и внебюджетной сферы, пенсий и пособий, различных выплат и льгот, прежде всего, увеличили покупательские тенденции. В связи с этим произошел рост физической массы оборота в розничной торговле. В 2003 году по сравнению с 2002 годом прирост составил 6,0%. Субъекты малого предпринимательства и индивидуальные предприниматели обеспечили 41,8% оборота розничной торговли, в 2002 году – 42,5%. В обороте розничной торговли преобладает доля продовольственных товаров – в 2001 году – 53,8%, в 2002 - 54,0%, в 2003 – 54,6%.Замедлились темпы роста цен на потребительские товары. Если индекс потребительских цен в 2002 году к 2001 составил 111,6%, то в 2003 к 2002 году – 110,8%. Улучшилось финансовое состояние крупный и средних организаций розничной торговли, их сальдированный финансовый результат составил +56,1 млн. рублей и увеличился по сравнению с 2002 годом на 11,0%. В то же время происходит рост числа убыточных организаций. Если в 2002 году доля убыточных организаций торговли составляла 18,3%, то в 2003 году – 23,8%. Сумма убытка, полученная организациями розничной торговли, в 2003 году увеличилась по сравнению с 2002 годом в 3,6 раза.
По состоянию на конец декабря 2003 года кредиторская задолженность превышала дебиторскую задолженность на 226,7 млн. рублей, или в 3,6 раза (на конец декабря 2002 года – на 160,9 млн. рублей или в 3,8 раза). Растет просроченная кредиторская задолженность.
На потребительском рынке республики в огромных масштабах присутствуют товары, качество которых не соответствует стандартам. Доля забракованных товаров, проинспектированных Управлением Госторгинспекции по РМЭ, по некоторым товарным группам составляет более половины. По таким товарным группам, как мясо и субпродукты, консервы мясные и мясорастительные, кофе, чай процент забракованных и сниженных в сортности товаров преобладает в импортной группе. В продовольственной группе отечественных товаров высок процент забракованных товаров по таким товарным группам, как рыба и рыбопродукты, масло животное. В 2003 году наблюдался большой процент некачественных товаров среди макаронных изделий, пива.
На рынке непродовольственных товаров большой процент импортных товаров бракуется по таким товарным группам, как изделия из пластмасс, бельевой трикотаж, швейные изделия, часы разные, игрушки. Среди отечественных товаров – по товарам бытовой химии, бельевому трикотажу.
Основными причинами снятия с реализации проинспектированных товаров является несоответствие требованиям государственных и отраслевых стандартов, техническим условиям, медико-биологическим и санитарным нормам, в связи с истекшим сроком годности.
В расчете на душу населения оборот розничной торговли в 2003 году составил 12358 рублей, в 2002 году – 10192.
В структуре формирования оборота розничной торговли сохраняется тенденция роста удельного веса продажи товаров через сеть торгующих организаций. Доля продажи товаров на рынках в объеме оборота розничной торговли сократилась с 17,1% в 2001 году до 15,6% в 2003 году. Рыночная торговля уступает свои позиции торгующим организациям прежде всего по непродовольственным товарам, а доля продовольственных товаров в обороте рынков возросла – с 36,0% в 2001 году до 38,3% в 2003 году.
В 2003 году в негосударственном секторе формировались 89,7% оборота розничной торговли. В 2002 году - 89,3%.
На потребительском рынке товаров и услуг цены на товары в 2001-2003 годах выросли в 1,5 раза. В декабре 2003 года по сравнению с декабрем 2002 года выросли цены на: муку – 154,9%, хлеб и хлебобулочные изделия – 131,6%, макаронные изделия – 123,9%, маргариновую продукцию – 114,8%, крупа и бобовые – 114,7%, сыры – 114,0%, молоко и молочные продукты – 113,7%, яйца – 113,5%, масло подсолнечное – 113,3%.
В то же время на конец 2003 года зарегистрировано значительное снижение цен на картофель на 23,1%, овощи – на 22,5%, сахар – на 9,1%.
Стоимость минимального набора продуктов питания в конце декабря 2003 года составила 940,49 рубля в расчете на месяц, что на 5% выше, чем в конце декабря 2002 года, и на 40,7% выше, чем в конце декабря 2000 года.
В 2003 году было реализовано населению алкогольных напитков и пива 487,0 тыс. декалитра (в абсолютном алкоголе), что на 9,4% больше, чем в 2002 году. В расчете на душу населения (в пересчете на абсолютный алкоголь) продажа спиртных напитков и пива составила 6,7 литра (в 2002 году – 6,0 литров).
Среди наблюдаемых непродовольственных товаров в декабре 2003 года по сравнению с декабрем 2002 года увеличились цены на такие товары, как бензин – 123,7%, легковые автомобили – 112,6%, чулочно-носочные изделия – 116,3%, строительные материалы – 111,6%, электротовары – 111,4%. Снизились цены на персональные компьютеры и телерадиотовары, соответственно на 15,6% и 4,1%.
Продажа в продовольственной группе наибольшим образом увеличилась по таким товарным группам, как изделия колбасные – на 6,4%, кондитерские изделия - на 7,0%, яйцо птицы – на 6,0%, изделия макаронные – на 5,9%, плоды, ягоды, виноград – на 5,3%. В непродовольственной группе увеличилась продажа легковых автомобилей и соответственно бензина автомобильного, электротоваров и телерадиотоваров, персональных ЭВМ, медикаментов и лекарственных средств.
В розничной торговле, включая малые предприятия, в 2003 году было занято 10,0 тыс. человек, или 4,2% от всех занятых во всех отраслях экономики. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составляла в 2002 году – 1999,5 рубля, в 2003 году – 2517,6 рубля. Для справки – во всех отраслях экономики в 2002 году – 2397,2 рубля, в 2003 году – 3108,0 рубля.
Инвестиции
Как свидетельствует официальная информация, вся инвестиционная деятельность в республике осуществляется в соответствии с инвестиционной программой, утверждаемой на каждый год. В действительности же эта программа представляет собой не что иное, как план капитальных вложений, разрабатываемый и в прежние годы. Ее содержание не соответствует основным критериям инвестиционных программ и не отражает базовые (приоритетные) направления развития республики.
. Как свидетельствует статистика, предоставляемая Комгосстатом РМЭ, по темпам роста инвестиций в основной капитал республика занимает первое место в ПФО. Его объем в 2003 году по сравнению с 2002 годом возрос на 122,0%. Но если обратить внимание на степень износа основных фондов на предприятиях и организациях, то темпы износа и выбытия основных фондов намного опережают темпы ввода основных фондов. Практически инвестиций в экономику республики необходимо на порядки больше. Балансовая стоимость всех основных фондов республики – 88.400 млн. рублей. Их остаточная стоимость - 47,3% к балансовой. То есть износ – 52,7%. Только для восстановления изношенных основных фондов необходимо около 50 млрд. рублей. А инвестиции по всем источникам финансирования в 2003 году составили, если согласиться со статистикой, всего 4,034 млрд. рублей.
Инвестиции в основной капитал на душу населения в республике за весь 2003 год составили всего 5,5 тыс. рублей. В России - 12,24 тыс. рублей, в Ульяновской области – 5,3 тыс. рублей. В то же время, если в Республику Марий Эл иностранных инвестиций на душу населения поступило в сумме 6,1 доллара, то в Ульяновскую область – 17 долларов, или больше в 2,8 раза.
По показателю инвестиций на душу населения в рублях РМЭ занимает 11 место в Приволжском Федеральном округе, а иностранных инвестиций в долларах США – 10 место. Ульяновская область – 6 место. Причем из общей суммы иностранных инвестиций только 100 тысяч долларов США являются прямыми инвестициями. Остальное – кредиты банков, что потребует выплаты процентов и ухудшает общее финансовое состояние предприятий.
Оценивая инвестиционную деятельность в республике, следует отметить, что, во-первых, инвестиционная активность за последние 2-3 года – это объективный процесс, характерный для всей страны. Во – вторых, в структуре источников инвестиций в Марий Эл преобладают бюджетные, в основном из федерального бюджета, и амортизационные средства. А это нельзя считать инвестициями в полном смысле слова. Ибо бюджет - это налоги, платежи предприятий и организаций, населения, которые, в условиях рыночной экономики, как правило, направляются на другие цели. Кроме того, это централизованные федеральные инвестиции, выделяемые регионам по особой методике. Если же речь вести об амортизации, то эти средства по своей логике предназначены для восстановления и приобретения нового оборудования взамен выбывшего. То есть это также нельзя считать инвестицией в прямом смысле слова. А если еще учесть и всю годовую амортизацию основных фондов в республике, то "инвестиций" за счет этого источника должно было быть более 4 млрд. рублей. В-третьих, неизвестно, что из себя представляет неформальная экономика, куда были инвестированы огромные средства, около 700 млн. рублей (инвестиции в основной капитал с учетом неформальной экономики, 4.034,3 млн. рублей, минус инвестиции в нефинансовые активы, 3.357,5 млн. рублей). В-четвертых, инвестиции – это долгосрочные вложения средств с ожиданием определенного эффекта. В республике никто не определяет, какой эффект в перспективе должны дать так называемые инвестиции, например, в строительство хирургического корпуса городской больницы. В-пятых, сколько было потеряно основных фондов в результате банкротства предприятий и распродажи имущества за низкие цены.
Все показатели инвестиционной деятельности, публикуемые в СМИ, направлены, прежде всего, на то, чтобы показать "активную" деятельность Президента и возглавляемого им правительства в этом направлении. Показатели призваны продемонстрировать "достижения", а не те проблемы в инвестиционной деятельности, которые могут оказать негативные последствия в стратегической перспективе. Ни крупных прямых, ни портфельных инвестиций, кроме строительства культурно-развлекательного комплекса в Йошкар-Оле, в республику за последние 4 года не пришло. И не придет. Ибо в регионе отсутствуют институты, обеспечивающие инвестиционную деятельность. Не завершено формирование региональных нормативно-правовых документов, стимулирующих инвестиционную активность инвесторов – нерезидентов. Вместо этого разрабатываются инвестиционный паспорт региона, различные инвестиционные проекты предприятий, основным источником финансирования которых определен кредит. К сожалению, не учитывается, что инвестор идет в регион не по итогам изучения инвестиционного паспорта, а с целью получения прибыли от вложенного капитала, с расчетом за короткое время окупить свои расходы и получить определенные доходы. Поэтому он должен изучать не инвестиционный паспорт, а емкость рынка товаров и услуг в регионе, в соседних регионах, в России и за рубежом, инвестиционный климат в Республике Марий Эл.
Не получил завершения проект строительства стекольного завода в п. Медведево мощностью 700 тыс. бутылок в год. Ориентировочная стоимость проекта по различной информации составляла от 500 млн. рублей (И.Г.Якупов. 5. С.31) до 50 млн. долларов США (Л.И.Маркелов. Марийская правда. 1 апреля 2002 года). Все остальные проекты не могут обеспечить не только развитие экономики, но и восполнение потерь от износа фондов и их выбытия из–за банкротства предприятий.
Предприятие по производству фанеры в п. Суслонгер, с объемом инвестиций в 5 млн. долларов США, оснащено оборудованием, бывшем в употреблении. Поэтому производит продукцию, не отличающуюся высоким качеством. Производство такой продукции на западе уже сворачивается.
Волжская фабрика по производству мебели производит несложную мебель для социальных организаций и учреждений. Оно оснащено оборудованием шведской фирмы IKEA на условиях кредита. Стоимость проекта 142 млн. рублей.
Другие инвестиционные проекты также не являются масштабными и не связаны с высокими технологиями. В результате такой инвестиционной "деятельности" в республике произошло ухудшение структуры производства. Если до 2000 годов республика была ориентирована на стимулирование наукоемкого и высокотехнологичного производства, то в настоящее время нет никаких ориентиров развития промышленности. Капитальные вложения в основном направляются в непроизводственные отрасли. Из 3.145,8 млн. рублей инвестиций в основной капитал в отрасли, производящие товары, было направлено всего 1.135,2 млн. рублей, или 36,0%. В том числе, в промышленность – 28,6%. Из общего объема инвестиций в основной капитал в машиностроение и металлообработку было направлено – всего 5,3%, медицинскую – 0,8%, сельское хозяйство – 5,9%. Зато в отрасли, оказывающие услуги, было направлено 2010,6 млн. рублей, или 63,9% средств. Из них в сферу управления - 123,0 млн. рублей, или 6,1% средств, проинвестированных в нематериальную сферу. В инвестиционном рейтинге регионов за 2003 год, Республика Марий Эл находится в группе регионов с наименее эффективно работающим аппаратом государственного управления. Ранг инвестиционного риска у Республики Марий Эл – 60, ранг по объему инвестиций на одного чиновника – 72. По сумме баллов, 132, занимает 75 место в России (из 88 регионов, без Чеченской республики). По инвестиционному потенциалу регион занимает 71 место. К 1998 – 1999 гг. ранг ухудшился на 2 единицы (было 69).
В структуре инвестиций нет средств, направляемых на подготовку кадров, внедрение новых технологий организации производства, улучшение здоровья населения, создание благоприятных условий труда, снижения заболеваемости на производстве, о чем свидетельствует анализ материалов о состоянии здоровья населения, особенно детей и подростков, и условий труда в отраслях экономики республики.
Нерезиденты не заинтересованы вкладывать деньги в республику. Здесь в любой момент могут поступить устные указания от высшего руководства республики признать любую сделку по покупке недвижимости, особенно предприятий – банкротов, ничтожной. В качестве примера можно привести ОАО "СММ" (Москва), который в 2002 году купил цех №7 ОАО "ВЛМЗ" на конкурсных торгах для ОАО "ВЗТЛ", созданного на площадях предприятия – банкрота ОАО "ВЛМЗ". В настоящее время в арбитражный суд подан иск о признании сделки ничтожной. В то же время следует отметить, что ОАО "ВЗТЛ" наращивает объемы производства, повышает зарплату рабочим, расширяет рабочие места. В настоящее время здесь работает 130 человек. Предприятие не имеет долгов перед поставщиками, по зарплате, налогам и платежам.
Такая же ситуация и на ОАО "СЗРТИ", где ООО "Тего" (г. Жигулевск, Самарской области) купило помещения цехов и часть оборудования завода – банкрота. Сейчас готовится иск в суд о признании сделки ничтожной.
Банкротство
В республике банкротство предприятий и организаций стало массовым явлением передела собственности, "улучшения" экономических показателей. Этот процесс охватил практически все отрасли экономики. По материалам "Инфо-ЦФО", если в 1995 году были признаны банкротами всего 3 предприятия, в 1997 году – 18 предприятий, в 2001 году уже 283, то в 2002 году – 863. В целом только за период с 2001 по 2002 годы, то есть за 2 года работы действующего правительства процедуре банкротства подверглись 1146 предприятий. При этом особо привлекательными для введения процедуры банкротства являются крупные и средние предприятия, в прошлом входящие в структуру оборонного комплекса. На этих предприятиях сосредоточено высокотехнологичное и дорогостоящее оборудование, которое, несмотря на амортизацию и износ, находится в хорошем состоянии. В процедуре наблюдения и конкурсного производства находятся ОАО "Механический завод", ОАО "Велосипедный завод", ОАО "Электроавтоматика", ОАО "Инреко", ОАО "СЗРТИ", ОАО "Марийский хлеб", ОАО "Железобетон" другие. В большинстве из этих предприятий, при грамотном подходе к реанимации предприятий, можно было избежать процедуры банкротства. Но для этого необходимо было разработать и внедрить специальную концепцию и программу восстановления промышленного комплекса Республики Марий Эл, принять соответствующие законодательные акты.
Жесткая борьба разгорелась по поводу введения наблюдения на ОАО "Биомашприбор". 26 июля решением Арбитражного суда Республики Марий Эл здесь введена процедура наблюдения, хотя предприятие находится в федеральном списке стратегических объектов. На собственника ОАО Тетерина Н.В. возбуждено уголовное дело. На предприятии работает в среднем по году около 1000 человек. Еще около 100 человек – совместителей. Все они в ближайшее время могут оказаться без работы. Если предприятие будет доведено до банкротства, то, как показывает практика, этого предприятия, в конечном итоге, уже не будет. Так происходит с большинством предприятий, где вводится процедура банкротства.
Официальной статистики по делам банкротства нет. Поэтому весьма трудно представить ее масштабы и влияние на развитие экономики республики. По различной информации, имущество этих предприятий в ходе конкурсного производства распродается по цене в 10-40% его рыночной стоимости. В ходе банкротства предприятия перестают работать, на улицу выбрасываются тысячи работников.
Ни одно предприятие, переданное новым, так называемым эффективным собственникам, через продажу акций по "бросовой" цене или продажу имущественного комплекса в процедуре банкротства, не сумело существенно нарастить объемы производства. В этом плане весьма показательным является пример с ОАО "Йошкар-Олинский молокозавод".
1 апреля 2002 года в своем интервью газете "Марийская правда" Л.И. Маркелов сказал буквально следующее: "Год назад закричали: "Караул, молокозавод продали". А то, что он до этого три года не работал, не платил налоги, зарплату рабочим, никого не волновало. Дошло до 6-8 тонн в сутки, а сейчас перерабатывается 115 тонн, и это не предел. Этот завод был продан за 17 млн. рублей, новые собственники вложили деньги в оборотные средства, дали зарплату рабочим, покупают за "живые" деньги молоко у сельского населения, то есть заработала целая цепочка. Это скрытые инвестиции, которые ни в одну статистику не попадают. Это что, плохо?"
В этом же интервью Президент дал оценку ситуации и на других предприятиях. На вопрос корреспондента: "Молокозавод - единственный пример?" он ответил: "Нет, конечно, Таких предприятий уже десятки, работающих предприятий. …Десятки лет песок, из которого можно сделать отличное стекло, никому был не нужен. Мы нашли инвесторов, те начали строить мощнейший стекольный завод, а это уже сотни рабочих мест. Это что, плохо?..
В октябре-ноябре будет поставлено оборудование стоимостью около 15 млн. долларов. А кричат, что все плохо, потому что власти хочется, а кабинетов на всех желающих в Марий Эл не хватит. Кричат потому, что хотят что-нибудь прихватить, а я им не дам этого сделать и украсть не позволю. Хватит, прошли те времена. … У нас все делается по плану, крики постепенно утихнут, а дела останутся и будут приносить свои плоды республике. Например, "Марихолодмаш". С момента введения процедуры банкротства зарплату там платят каждый месяц, а до этого рабочим не платили по полгода. Налоги платятся, а самое главное - на завод придут эффективные собственники, вкладывающие в его оздоровление реальные деньги. И завод не пропадет. Велосипедный завод пять лет рвали на куски и никто не вмешивался". В связи с этим следует отметить, что молокозавод не работает уже год. Идет активный процесс вывода активов. Не построен и стеклозавод. В республике, в целях стимулирования инвестиций, проводится политика погашения части процентных ставок по кредитам, привлекаемым предприятиями для реализации инвестиционных проектов, из республиканского бюджета.
На субсидирование процентных расходов предприятий и организаций, реализующих инвестиционные проекты с использованием банковских кредитов, в 2002 году в республиканском бюджете было предусмотрено 6 млн. рублей, в 2003 году – 25 и в 2004 году – 30 млн. рублей. Обращает внимание список предприятий и организаций, которым оказана государственная поддержка. Это ЗАО "Йошкар-Олинский мясокомбинат", ООО "Принтстайл", ОАО "Марийский ЦБК", ООО "Балкер", ОАО "Контакт", ОАО "Йошкар-Олинский ремонтный завод", ЗАО "Ариада", ООО "Марий-Прибор", другим. В связи с этим нельзя не отметить, что на многих из указанных предприятий наблюдается довольно серьезное отвлечение собственных средств на непрофильные направления – строительство ледового дворца, содержание спортивных команд, покупку элитных квартир, дорогостоящей недвижимости и автомобилей для руководителей предприятий и организаций, их родственников, на другие цели. И, при этом, эти предприятия получают помощь и из бюджета, хотя ни одна акция этих предприятий не принадлежит государству. Все эти организации по своему финансовому положению способны не только погасить кредитные ресурсы, но и все проценты без особого ущерба для производства. А государственные предприятия не только не получают никакой поддержки, но и не менее 25% прибылей должны направлять в бюджет.
Вклад правительства республики в экономику должна оцениваться именно по показателям развития государственных предприятий и организаций. А разговоры о неэффективности государственной собственности руководители некоторых министерств затевают, видимо, только для прикрытия своего непрофессионализма и неумения управлять конкретным производством.
Правительство продолжает и практику перевода в запас незадействованного в процессе производства имущества предприятий и организаций, снижения суммы налога на это имущество. В 2003 году эта сумма составила 612,4 тыс. рублей.
При современных огромных масштабах и размерах коррупции в стране, регионах, в том числе и в Марий Эл, эти компенсации и льготы только лишь покрывают часть потерь, связанных с хищениями средств и имущества на предприятиях. Действующие в республике методы и формы "стимулирования" подрывают фундаментальные принципы свободного и конкурентного рынка - равные условия для всех участников рынка. Поэтому необходимо ввести совершенно другие механизмы стимулирования производства. Надо оказывать государственную поддержку проектам, связанным с инновациями, внедрением высоких и наукоемких технологий, с приоритетными направлениями стратегического развития республики в условиях глобальной постиндустриальной экономики.
К определенным попыткам реанимировать экономику республики можно отнести практику перекупки по "бросовым" ценам акций эффективных предприятий.
Но при проведении такой политики, видимо, умышленно не проводится оценка реальной стоимости акций с учетом капитализации фирм. Миноритарные акционеры не имеют никакого представления о курсе и цене акций, законодательно не защищены. Власти, к сожалению, не занимаются экономическим просвещением населения. Чем хуже население знает об акциях, в целом об экономических процессах - тем лучше для тех, кто занимается перекупкой акций действующих предприятий по низким ценам.
Финансы
По данным Министерства финансов РФ, консолидированный бюджет республики в 2003 году исполнен с профицитом в 1.565 тыс. рублей. Доходы составили 5.625.278 тыс. рублей, расходы – 5.623.713 тыс. рублей.
Собственных доходов консолидированного бюджета собрано всего 2.527.700 тыс. рублей, или 44,9%. Остальная часть расходов консолидированного бюджета республики – 3.096.013 тыс. рублей, или 55,1%, была покрыта поступлениями из федерального бюджета, средствами из других источников. При этом задолженность предприятий и организаций по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации, без учета задолженности в территориальные дорожные фонды, на 1.1.2004 составила 1961, 8 млн. рублей. Из них по федеральным налогам – 1.578,4 млн. рублей, региональным налогам и сборам – 243,6 млн. рублей, по местным налогам и сборам – 129,6 млн. рублей, по налогам со специальным налоговым режимам – 10,2 млн. рублей. Кроме задолженности по налогам и сборам числится задолженность по уплате пеней и налоговых санкций в бюджетную систему российской Федерации на общую сумму 2.039,3 млн. рублей.
Доходы республиканского бюджета составили 4.607.398 тыс. рублей, или 101,3% уточненного плана. Из них безвозмездные поступления с взаимными расчетами из федерального бюджета составили 2.925.553 тыс. рублей, или 63,5% доходной части республиканского бюджета. На уровне республиканского бюджета было аккумулировано 81,9% консолидированного бюджета республики. Муниципальные бюджеты в совокупности собственных доходов имели всего лишь 1017880 тыс. рублей, или 18,1 % консолидированного бюджета. Финансирование значительной части расходов муниципалитетов велось из республиканского бюджета. Объем финансовой помощи муниципальным образованиям из республиканского бюджета Республики Марий Эл, с учетом средств, передаваемым по взаимным расчетам, составил 1.958.358 тыс. рублей, или 42,5% республиканского бюджета. В расходной части муниципальных бюджетов помощь из вышестоящего бюджета составила 65,8%. Муниципальные образования практически были лишены возможности решать проблемы на местах без обращения за финансовой помощью к республиканским властям. Особенно сильно были сокращены поступления налогов в бюджет города Йошкар-Олы. В 2003 году город собрал налогов и платежей во все уровни бюджетов и государственные внебюджетные фонды в сумме 4.178,1 млн. рублей. В том числе налогов – 3.376 млн. рублей. Из всех собранных налогов и платежей 1.982,1 млн. рублей, или 47,4% зачислены в федеральный бюджет, 829,9 млн. рублей, или 19,2% – в республиканский бюджет Республики Марий Эл, 802,5 млн. рублей, или 19,2% - в государственные внебюджетные фонды. И лишь 563,5 млн. рублей, или 13,5% остались в бюджете муниципального образования "Город Йошкар-Ола". Бюджет города в 2003 году, с учетом финансовых поступлений из вышестоящего бюджета составил всего 910,5 млн. рублей при минимальной потребности в 2 млрд. рублей. Такой подход к формированию бюджетов муниципальных образований, особенно городских, вызвал многочисленные конфликты между руководителями некоторых муниципалитетов – гг. Йошкар-Олы, Волжска, Звениговского района.
Расходы республиканского бюджета Республики Марий Эл за 2003 год произведены в размере 4.507.110 тыс. рублей, или на 93,5% от предусмотренных сумм к уточненному плану. "Профицит" республиканского бюджета составил 100.288 тыс. рублей.
Профицит бюджета сложился из-за недофинансирования практически по всем статьям расходов. А это значит, что многие вопросы социального развития остались нерешенными. Из заключения Государственной счетной палаты видно, что в 2003 финансовом году выполнение плана финансирования составило:
По разделу 05. "Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства" - 94,5%;
По разделу 06. "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" - 93,2%;
По разделу 07. "Промышленность, энергетика и строительство" - 96,1%
; По разделу 08. "Сельское хозяйство и рыболовство" - 76,1%;
По разделу 09. "Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия" - 95,9%;
По разделу 10. "Транспорт, связь и информатика" - 97,2%;
По разделу 11. "Развитие рыночной инфраструктуры" - 98%;
По разделу 12. "Жилищно-коммунальное хозяйство" - 83,8%;
По разделу 13. "Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" - 84,9%;
По разделу 14. "Образование" - 88,4%;
По разделу 15. "Культура, искусство и кинематография" - 89,2%;
По разделу16. "Средства массовой информации" - 96,9%;
По разделу 17. "Здравоохранение и физическая культура": "Здравоохранение" - 93,0%; "Физическая культура" - 87,6%;
По разделу 18. "Социальная политика" - 95,1%;
По разделу 19. "Обслуживание государственного и муниципального долга" - 91,2%;
По разделу 20. "Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы" - 99,6%;
По разделу 26. "Дорожное хозяйство" - 96,6%;
По разделу 30. "Прочие расходы"- утверждены в сумме 103,8 млн. рублей;
По разделу 31. "Целевые бюджетные фонды": территориальные дорожные фонды – 96,5%.
Как свидетельствуют материалы Счетной палаты, при высокой дотационности консолидированного и республиканского бюджетов Республики Марий Эл, дефиците республиканского бюджета в объеме 274.956 тыс. рублей, государственном внутреннем долге на конец 2003 года в размере 366.213 тыс. рублей, недофинансировании всех социальных статей расходов с целью выхода на профицитный бюджет по итогам года, Правительство Республики Марий Эл выдавало бюджетные кредиты юридическим лицам на сумму 18.000 тыс. рублей. В том числе Министерству сельского хозяйства и продовольствия – 15.000 тыс. рублей, Республиканскому фонду жилья и ипотеки – 3.000 тыс. рублей. Кроме того, остаток непогашенной суммы кредитов основного долга юридическим лицам на 1.1.2004 года составил 46.254,7 тыс. рублей, из них просроченная задолженность – 27.506,4 тыс. рублей, штрафы – 3.632,1 тыс. рублей, курсовая разница – 34.782 тыс. рублей. Общая задолженность по выданным кредитам составляет 89.504,2 тыс. рублей, что на 9.149,8 тыс. рублей больше по сравнению с началом 2003 года.
Просроченную задолженность перед республиканским бюджетом имеют 15 предприятий и организаций.
Следует отметить, что в республике стало модным многократно пересматривать бюджет. Это в значительной степени связано с тем, что первоначальный, базовый бюджет утверждается до окончательного принятия Федерального бюджета, когда еще не известно полное распределение его средств. Это, видимо, делается с целью иметь определенный финансовый маневр в ходе исполнения бюджета и получения возможности направлять определенные ассигнования по усмотрению руководства республики. В течение года бюджет неоднократно пересматривается уже по факту исполнения как плановые назначения. То есть утверждается факт расходования как новая редакция бюджета. Такой подход к исполнению и утверждению бюджета дает широкие возможности правительству распоряжаться бюджетными деньгами по своему усмотрению.
На фоне мажорных отчетов об исполнении бюджетов за последние годы, весьма настораживающим является рост государственного долга Республики Марий Эл. По закону Республики Марий Эл "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Марий Эл "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2004 год", принятым Госсобранием 15 июля 2004 года, республиканский бюджет по собственным доходам утвержден в размере 2.138.357 тыс. рублей. Безвозмездные перечисления от других бюджетов бюджетной системы составят 2.766.123 тыс. рублей. Расходная часть бюджета утверждена в сумме 5.226.961 тыс. рублей. Таким образом, различные финансовые вливания из федерального бюджета составят 52,9%. Разрыв между расходной частью бюджета и суммой собственных доходов и помощи из федерального бюджета составляет 322.481 тыс. рублей. А предельный размер дефицита республиканского бюджета утвержден в размере 320.978 тыс. рублей. Предельный размер государственного внутреннего долга Республики Марий Эл на 1 января 2005 года утвержден в сумме 723.591 тыс. рублей, в том числе предельный объем обязательств по государственным гарантиям в сумме 100.000 тыс. рублей. В то же время по программе государственных внутренних заимствований предполагается привлечь в 2004 году заимствования в сумме 765.567 тыс. рублей, из них на покрытие дефицита бюджета в сумме 310.178 тыс. рублей и погашение государственных долговых обязательств в сумме 455.389 тыс. рублей. Для покрытия дефицита и долговых обязательств предполагается привлечь бюджетные ссуды из федерального бюджета, кредиты банков, выпустить государственные облигации Республики Марий Эл в объеме 200.000 тыс. рублей.
Только в 2004 году на обслуживание государственного долга республика вынуждена тратить 73.614 тыс. рублей.
Государственный долг – это текущие расходы за счет будущих доходов. Он был бы оправдан, если бы республика не была глубоко дотационной. Но республика все более становится "пленником" безвозмездной финансовой помощи из бюджета Российской Федерации и заимствований. Если в 2000 году финансовая помощь из вышестоящего бюджета составляла всего 35,2%, то в 2004 году – уже 50,2%. То есть более половины расходной части консолидированного бюджета покрывается за счет вышестоящего бюджета. А с учетом внутреннего государственного долга – более 60%. (В 2000 году – 45,9%). Налицо все признаки банкротства республики.
Масса застойных финансовых проблем накопилась внутри отраслей экономики, особенно в промышленности и сельском хозяйстве, жилищно-коммунальном хозяйстве. Решение этих вопросов пока не просматривается. Доля убыточных предприятий и организаций, по данным бухгалтерской отчетности на конец 2003 года, составляла 52,5% (в 2000 году – 51%) и продолжает расти. Для ориентира - в России – 41%. Наибольший удельный вес убыточных предприятий в жилищно-коммунальном хозяйстве – 79,5%, в сельском хозяйстве – 67%, в оптовой торговле производственно – технического назначения – 66,7%, на транспорте – 57,1%, в промышленности – 53,6%. Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) всех предприятий и организаций республики за 2003 год составил 446,6 млн. рублей. Но при этом если промышленные предприятия в целом получили прибыль в сумме 488,9 млн. рублей, то предприятия машиностроения и металлообработки завершили год с убытком в 182,5 млн. рублей, предприятия строительных материалов – 19,2 млн. рублей, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности – 14,2 млн. рублей, легкой промышленности – 2,2 млн. рублей. В сельском хозяйстве получен убыток в 107,6 млн. рублей, на транспорте – 67,7 млн. рублей. В жилищно-коммунальном хозяйстве – 192,4 млн. рублей. Кредиторская задолженность предприятий и организаций в 2003 году составила 17.368,5 млн. рублей, из них 69,7% - просроченная. Дебиторская задолженность составила 6594,8 млн. рублей, из них 49,5% - просроченная. Разница между кредиторской и дебиторской задолженностями составляет 10.773,7 млн. рублей. Наибольшее сальдо между кредиторской и дебиторской задолженностями, в том числе просроченными, в машиностроении и металлообработке - 7701,4 млн. рублей, сельском хозяйстве – 848,2 млн. рублей, ЖКХ – 943,8 млн. рублей. Из просроченной кредиторской задолженности в сумме 12.114,4 млн. рублей, предприятия и организации должны поставщикам 8.603,6 млн. рублей, в бюджеты всех уровней – 1.304,0 млн. рублей, в государственные внебюджетные фонды – 1.454,3 млн. рублей. Из просроченной дебиторской задолженности на сумму 3.261,8 млн. рублей, предприятиям и организациям задолжали покупатели – 2.836,8 млн. рублей. В связи с этим в большинстве отраслей очень низок коэффициент покрытия. Если в качестве норматива взять коэффициент, равный двум, то только предприятия химической и нефтехимической промышленности, производства строительных материалов и медицинской промышленности удовлетворяют этим требованиям. Высокой остается кредиторская задолженность бюджетных организаций, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней. На 1 января 2004 года она составила 471,5 млн. рублей, в том числе просроченная – 380 млн. рублей, или 81% от общей суммы кредиторской задолженности. Основная часть кредиторской задолженности (63%) приходится на оплату коммунальных услуг – 295,8 млн. рублей. В структуре кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг наибольшая доля приходилась на задолженность за потребление тепловой энергии -38%, потребление электроэнергии – 25%, водоснабжение – 18%. Задолженность по оплате служащих в общем объеме кредиторской задолженности составила 7,3%, задолженность по трансфертам населению – 1%.
В общей сумме кредиторской задолженности кредиторская задолженность бюджетных организаций, финансируемых из федерального бюджета на начало 2004 года составила 37,2 млн. рублей, финансируемых из территориального бюджета – 434,3 млн. рублей.
Дебиторская задолженность бюджетных организаций, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней, на 1 января 2004 года составила 45,3 млн. рублей, из них просроченная – 20,5 млн. рублей, или 45% от общей суммы дебиторской задолженности. Наибольшая кредиторская задолженность сложилась по оплате коммунальных услуг – 12.373 тыс. рублей, или 27,3 % всей дебиторской задолженности, по закупке товаров и оплате услуг – 11.161 тыс. рублей, или 24,6%.
Из общей суммы дебиторской задолженности задолженность
|