Говорили: пока питерские не закончатся, у Путина не будет недостатка в кадрах.
Может, не объяви он о реформах власти, оставшихся питерских и чекистов хватило бы, и тасовалась бы старая колода. Но построение новой вертикали власти требует новых людей. Из какой горизонтали их брать?
Где этот чудный питомник эффективной, успешной и некоррумпированной элиты? Есть ли у президента кадровый резерв?
ИСХОДНИК
Высшую элиту России собрали из так называемых «либеральных экономистов» (министры Греф, Кудрин, советник президента Илларионов); т. н. «либеральных юристов» (глава кремлевской администрации Медведев, полпред на Северном Кавказе Козак); сотрудников спецслужб (министр обороны Иванов, помощник президента Иванов); личных друзей президента (замглавы кремлевской администрации Сечин, глава Газпрома Миллер); земляков президента (председатели Совета Федерации Миронов и Госдумы Грызлов); т. н. «регулярной бюрократии» (губернаторы).
ЦИТАТА В ТЕМУ
«Каждый раз, когда я даю кому-нибудь хорошую должность, я создаю 99 недовольных и одного неблагодарного».
Людовик XIV, король Франции.
КОММЕНТАРИЙ
О гениях и серых
- У Путина наступил жгучий кадровый голод, - считает директор Института политических исследований Сергей МАРКОВ. - Те источники, из которых президент черпает кадры, имеют серьезные недостатки. Например, у либеральных экономистов есть проблема «двойной лояльности»: по отношению к президенту и к мировой либеральной тусовке. У выходцев из спецслужб, которые, как считается, «Родину не продадут», достаточно высокий уровень коррупции в сочетании с низким уровнем профессионализма. Личные друзья президента, понятно, не являются профессиональными гениями. Из регулярной бюрократии, к которой я отношу и «Единую Россию», возможен лишь отбор по принципу серости. Есть только два выхода из кадрового кризиса власти: развитие гражданского общества, которое будет само выдвигать людей из своих рядов, и создание сильной правящей партии - резерва кадров. Пока ни один из вариантов не осуществлен, невозможно говорить об осмысленной кадровой политике.
МНЕНИЕ ПОЛИТОЛОГА
Виталий ТРЕТЬЯКОВ: Какие цели - такие и кадры
В кадровых назначениях Кремля преобладает принцип лояльности, а не профессионализма. На первом этапе президентства Путина это было оправданно. Но теперь позиции укреплены, рейтинг большой, власти ничего не угрожает, требуются новые лица. Осенью Путин заявил о новом общенациональном политпроекте. Но люди, которые будут его реализовывать, так и не появились. В любом обществе за катастрофические провалы должны менять первых лиц. У нас после терактов никто должности не лишился. Власть заговорила о новой системе безопасности, что правильно. Но на новые высоты Путин предлагает обществу идти под командованием тех же военачальников, которые проиграли предыдущее сражение.
В новой России уже третий президент, а региональные лидеры все те же, которые пересидели двух президентов и пересидят третьего. Зачастую в регионах деспотичные режимы, авторитаризм рождаются снизу, федеральный уровень оказался даже демократичнее.
Кадровая проблема связана с неясностью целей, которые стоят перед страной. Цели «великая Россия», «расцвет экономики», «борьба с бедностью» не позволяют составить список требований к кадрам. Скажем, экономика у нас сырьевая, а нужна инновационная. Тогда министр инноваций должен быть в правительстве более значимой фигурой, чем курирующий энергетику.
Если мы строим не авторитарное, а демократическое государство - то и кадры искать нужно в стане демократов. Но публичная политика как ресурс для кадрового обновления «придушена».
Кадровая система застабилизировалась, и новые фигуры просто не могут всплыть наверх. В лучшем случае их используют как экспертов.
Надежда на «Единую Россию» как поставщика кадров не оправдалась. При всей своей мощи администрация президента, которая занимается кадрами, до ЦК КПСС в этом плане недотягивает. Нужно создавать общенациональную систему подбора и воспитания кадров.
РАСКЛАД
ВЛАСТЬ В ЦИФРАХ
при Ельцине при Путине
Офицеры спецслужб, военные 11% 25%
Бизнесмены 1% 11%
Земляки президента 13% 21%
Кандидаты и доктора наук 52% 20%
ПО НАУКЕ
«Законы политики по Коэну»:
Чем больше имеется достойных кандидатов, тем вероятнее, что компромиссным решением станет кандидат, чье главное достоинство - безопасная некомпетентность.
ФАКТ
Как Чубайс позавидовал ЦК КПСС
Рассказывают, в 1996 году, после выборов президента, Чубайс был назначен главой кремлевской администрации. Отмечая назначение в узком кругу, он неожиданно посетовал: «Как хорошо было в советские времена - существовал отдел кадров ЦК КПСС, теперь, увы, его нет и не будет...»
КСТАТИ
По слухам, формируется некий секретный губернаторский список, включение в который будет стоить $1 - 2 млн. Похвала в адрес кандидата в присутствии президента - от $100 до 300 тыс.
БЫЛОЕ
Как учит коммунистическая партия...
Какой же была кадровая политика КПСС, о которой вздыхают не только левые, но и правые?
- Стержнем мощной системы советской кадровой работы было формирование резерва, - рассказывает руководитель сектора изучения элиты Института социологии РАН Ольга КРЫШТАНОВСКАЯ. - Каждый руководитель, хоть ночью его разбуди, мог назвать три фамилии своих «резервистов». Резерв был и у директоров заводов, и у партсекретарей. В ЦК имелся список 400 тысяч номенклатурных должностей. Со временем номенклатура разбухала - и производилась чистка.
В советской номенклатурной системе было два принципа кадровой ротации. Первый - отраслевой - предполагал смену сферы деятельности назначенца - от хозяйственной до партийной. Скажем, человек поработал на производстве, потом в исполкоме, далее - на «повышении» в ЦК и возвращался в регион секретарем обкома. Второй принцип - экстерриториальности ротации: работника перебрасывали из одного региона в другой. Так, кстати, подрывалась коррупция.
Эта система была полностью разрушена в 90-е годы. Сегодня есть попытки ее восстановить. Например, Игорь Шувалов (ныне помощник президента), будучи руководителем аппарата правительства, составлял списки резерва на посты министров и замминистров. Но пока это фрагментарная работа, системы нет.
Реформа власти вызовет еще больший кадровый голод. Путь вижу только один: восстанавливать советскую систему подбора кадров, потому что она была хороша с точки зрения менеджмента.
В советское время номенклатуру тоже выбирали, но не народ, а элита на своих пленумах. Случайного, некомпетентного, нелояльного человека такая система не пропускала. Сейчас при назначении губернаторов будет проходить похожий процесс согласований с региональными элитами. И не только с политиками, но и с теми, кто владеет основной собственностью. Это будет сложный компромисс. В результате местные олигархи либо согласятся сотрудничать с новой властью, либо разделят судьбу «ЮКОСа».
|