, пишет еженедельник "ИнформПолис". Произведение искусства, изображающее спящий Байкал и его красавицу-дочь Ангару, был заказан Виктории Робертовне Пельше еще в восьмидесятые годы. Над созданием шестиметрового шедевра скульптор трудилась на протяжении восьми лет. После окончания работы еще 12 лет "Легенда" стояла в заброшенной мастерской скульптурного комбината "Максла" (в переводе с латышского - искусство). Ее предлагали президенту Якутии, мэру Москвы Лужкову, но автор была уверена, что ее работа должна находиться только на Байкале. Год назад ветхая крыша мастерской обвалилась и полностью разбила творение Виктории Пельше. Автор до сих пор надеется, что может дать вторую жизнь своему детищу.
Предполагалось, что скульптура, которую Виктории Робертовне заказала дирекция БАМа, будет стоять на привокзальной площади города Северобайкальска. Работа, выполненная из белого гипса, символизировала противоборство двух энергий, двух стихий - огня и воды. Пока отец Байкал спал, его непокорная дочь Ангара убежала к Енисею. Ее развевающиеся волосы похожи на языки пламени.
Скульптуру Виктория Робертовна делала не торопясь, с удовольствием. "У меня была хорошая эмоциональная основа. Я побывала в тех местах, на Енисее при впадении Ангары. Такую красоту увидела!" - говорит по телефону скульптор, которая живет в Риге. Когда работа была готова, ее доставка в Бурятию оттягивалась из-за не закончившегося строительства БАМа. После того как Россия и Латвия стали независимыми государствами, о скульптуре вовсе забыли. Попытки предложить "Легенду" кому-то другому потерпели неудачу.
Работы Виктории Пельше знают во всем мире. Скульптура "Человек и космос" украшает телестудию в Останкино. Три работы в бронзе - "Косуля", "Стихия", "Спокойствие" - приобрела Третьяковская галерея. В Риге у Морского вокзала стоит ее "Даугава", а в парке 100-летия Праздника песни (бывший Петровский парк) - леопарды. Во многих странах ее работы находятся в частных коллекциях, в том числе и у всемирно известного искусствоведа и коллекционера из Германии профессора Людвига. Некоторые скульптуры приобретены Художественным фондом и Министерством культуры Латвии.
"Я себя до сих пор упрекаю, что мне нужно было продать штаны и квартиру, а скульптуру сохранить, - сетует Виктория Пельше. - Но тогда в 90-е годы нужно было как-то себя прокормить". У скульптора осталась рабочая модель - точная копия монумента, уменьшенная в 5 раз. Автор, несмотря на свой возраст - 67 лет, готова выполнить работу заново, если это будет кому-то нужно.
|