Туно не становятся, ими рождаются
Доктор филологических наук Татьяна Владыкина классифицирует людей, владеющих тайными знаниями, на три вида. Во-первых, это туно, люди, наделенные сверхъестественными способностями. Они, можно сказать, всемогущи: предсказывают, врачуют, снимают порчу, гадают. В древности туно были, кроме всего прочего, хранителями древней языческой веры и знаний. Они выбирали места для молений, назначали жрецов-восясей, участвуя в ритуалах, впадали в состояние транса и осуществляли связь с богами. Татьяна Владыкина разделяет туно на два типа: более высокой иерархии – туно-пеле и просто туно.
Сохранилось несколько научных текстов XIX века, описывающих ритуалы туно. Например, выборы жреца. Туно мыли в бане, потом одевали в белую одежду, перепоясывая длинным полотенцем. Начиная представление, туно ставил свою саблю на голову, а затем скидывал ее на пол, да так, что она вонзалась в пол. При этом в правой руке он держал плетку. Потом туно начинал ритуальный танец, который длился, пока он не падал и из его рта не шла пена. В таком состоянии туно и называл имя нового жреца.
Туно не становятся, а рождаются. Это предназначение, и человек с такими задатками вынужден вести общественный образ жизни. Он находится по ту сторону добра и зла, он не добр и не зол, он просто все знает и видит. Сохранились ли они сегодня? Доктор исторических наук Кузьма Куликов утверждает: «На всю республику их осталось пять-шесть человек. Сегодня мы называем их экстрасенсами. Это люди с огромной энергетикой. Но как часть института древней языческой религии они исчезли».
Знахари – вторая категория владеющих тайными знаниями. Они умеют лечить, снимать непреднамеренную порчу. Имена лучших из них известны на всю Удмуртию. Самая знаменитая врачевательница – 83-летняя Мария Князева из поселка Балезино. Ее методы – наговор, манипуляции руками, массаж. В Ижевске известна Екатерина Марданова – мануальщица, костоправ, массажистка. В Завьяловском районе живет прекрасная массажистка Анна Байсарова. Ее область – грыжи, вывихи, радикулиты. «Народные целительницы – большое благо, – уверен Кузьма Куликов. – Меня с детства лечили только у них. Помню, заразился от кошки стригущим лишаем, так знахарка пошептала-пошептала, и все как рукой сняло». «А я в детстве страдал ячменем, – рассказывает директор книжного издательства «Удмуртия» Юрий Кузнецов. – Мама повела меня к нашей деревенской знахарке, та взяла ячменное зернышко, пошептала, бросила его в печь – с той поры я забыл об этом недуге». Юрий Кузнецов рассказал забавный случай, как его младшего братишку лечили от «щетинки», которой страдают некоторые новорожденные: «Бабка моего брата положила в конуру, где до того лежали щенки ее собаки. Я так был возмущен, что схватил палку и давай лупцевать эту бабку по спине. Но факт остается фактом: «щетинка» исчезла».
О колдунах разговор особый
Колдун – это носитель черной магии, лицо злодейское в некотором роде. Он может навести порчу, заколдовать человека, довести его до смерти. И потому это самый опасный контингент из владеющих тайными знаниями. Считается, что колдун может нанести вред не только по заказу, но и непреднамеренно, потому что ему надо постоянно освобождаться от гнетущей энергетики. И тогда он посылает свою силу «на ветер». Если в эту энергетическую струю попадет человек, он заболеет или умрет.
«В каждой удмуртской деревне есть свой колдун. У нас в деревне Большая Кибья Можгинского района, – рассказывает Юрий Кузнецов, – была семья, за которой водились недобрые дела. Говорили, что там гадают, ворожат, в трубу залетают огненные змеи, а хозяйка превращается в черную кошку. Помню случай, когда бабка-колдунья остановила пожар. У моих родных горел дом. Она трижды его обошла, что-то наговаривая, и огонь потух».
Колдуна узнать просто. Если недобрый, по вашему мнению, человек зашел в дом, вколите в косяк двери иголку, ножницы или нож, колдун не сможет выйти, пока не будут убраны эти предметы.
Большинство из нас боится сглаза. Известно, что человек, заболевший от сглаза или порчи, вылечиться методами традиционной медицины не может, пока не снимет их. «Особенно сильную порчу наводят колдуны, объединенные в пары или группы», – считает Юрий Лобанов, художник, работающий в направлении этнофутуризма и осваивающий древний шаманизм. Порчу наводят посредством прикасания с наговором и дурными мыслями, а также с помощью угощения. Потому на удмуртских праздниках хозяйка должна первой выпить чарку кумышки из каждой непочатой бутылки и только потом предложить гостям.
Гадают и предсказывают удмуртские колдуны по крови и по серебряным пластинам. Гадание по серебряной пластине похоже на гадание на кофейной гуще. Пластина местами темнеет и светлеет, образуя причудливые узоры, которые растолковываются. Во время экспедиции по Кировской области аспиранты Татьяны Владыкиной зашли в дом к одинокой старушке. Та им долго рассказывала о народных обрядах, а потом сказала, что умеет гадать. Девушки попросили ее погадать им. Бабка клала руку на пульс каждой из них и в точности рассказывала про девушек. Предсказала нежданные деньги. По возвращении из экспедиции предсказание сбылось.
Сокровенные знания и природа
Интересно, что в полиэтничном регионе, каким является Удмуртия, каждый народ считает самыми сильными колдунами представителей другой нации. Поэтому русские обращаются к удмуртским колдунам, гадальщикам и знахарям, удмурты – к татарам или марийцам, татары – к удмуртам. Заметим, что обращаются, невзирая не запрет священников и мулл, в самых крайних случаях, когда ни милиция, ни традиционная медицина помочь не в силах.
В последние годы удмуртские художники-актуальщики стали развивать стиль, называемый этнофутуризмом. Перформансы группы «Пеле-пеле» показывались в Ульяновске, Кирове, Чебоксарах и Ижевске. Они производят потрясающее впечатление. На фоне отбивающих ритм барабанов лидер группы Юрий Лобанов очерчивает магический круг, кладет на него обереги – кукол, и начинает камлание, установление контакта с космосом.
«Сейчас мы прекратили групповое камлание, – говорит Юрий Лобанов, – так как это занятие оказалось небезобидным. Мы столкнулись с такой мощной энергетикой, с которой не смогли справиться».
«Я считаю, что все разговоры о том, что удмурты – сильные колдуны, очень преувеличены, – подводит итог Татьяна Владыкина. – Это просто психологическое воздействие. Слово, контакт, внушение».
***
Как ни относись к этим явлениям, востребованными они оказываются чаще всего тогда, когда в государстве люди не защищены социально. Трудно представить, что в богатой цивилизованной стране человек пойдет лечить ревматизм к бабке-шепталке или искать украденную корову через колдуна. Но когда идет речь о жизни и смерти, люди забывают о старом добром материализме. Ведь именно экстрасенс из Вятских Полян нашел похищенного в Германии ребенка, назвав по телефону улицу и дом, где прятали юного заложника.
Ижевск
|