Сотрудники “ЮКОСа” и “Сибнефти” много раз подтверждали, что обе компании хотят поскорее “развестись”. Millhouse не терпится получить полный контроль над “Сибнефтью”, избавившись от опасного партнера в лице “ЮКОСа”. А “ЮКОСу” не помешают дополнительные $3 млрд, ведь компания отчаянно ищет деньги для погашения налоговых претензий на $14 млрд. Но завершить обратную сделку “ЮКОСу” мешал арест, наложенный на все его активы по требованию Федеральной налоговой службы.
Теперь же в отношения двух компаний вмешалась Генпрокуратура, которая не только добилась дополнительного ареста бумаг “Сибнефти”, но и сможет их конфисковать в будущем.
Как рассказал близкий к “ЮКОСу” источник, принадлежащие компании 34,5% акций “Сибнефти” были арестованы на прошлой неделе по решению Басманного суда Москвы. Собеседник “Ведомостей” уточнил, что судебное решение было принято на основании ходатайства Генпрокуратуры, поданного в рамках статьи 155 УПК “Наложение ареста на имущество”. “Следователи посчитали, что эти акции принадлежат гендиректору “ЮКОС ФБЦ” Ирине Голубь, хотя и находятся на счетах “ЮКОСа” в “Дойче Банке”, — говорит он.
Пресс-секретарь “ЮКОСа” Александр Шадрин подтвердил, что Генпрокуратура по неизвестной причине арестовала 34,5% акций “Сибнефти”. “Мы знаем лишь, что арест был наложен в рамках какого-то уголовного дела”, — говорит Шадрин.
Информацию об аресте некого пакета акций “Сибнефти” подтвердил и сотрудник Генпрокуратуры. Он объяснил, что это было сделано в качестве обеспечительной меры в рамках уголовного дела об уклонении “ЮКОСом” от уплаты налогов, фигурантом которого является Ирина Голубь.
Если Генпрокуратура докажет, что “ЮКОС” покупал акции “Сибнефти” на деньги, которые Голубь незаконно сэкономила на налогах, то этот пакет можно будет конфисковать. По словам управляющего партнера юридической фирмы A.S.T. Анатолия Юшина, статья 115 УПК предусматривает арест имущества, нажитого преступным путем, “для обеспечения его возможной конфискации”. А руководитель департамента юридической фирмы “Бейкер Тилли Аудит” Эдуард Кучеров добавляет, что эта статья также предусматривает передачу этого имущества “на хранение его собственнику либо иному лицу”. По мнению Кучерова, акции “Сибнефти” могут быть отданы на хранение какой-нибудь госструктуре либо реестродержателю “Сибнефти”.
Сотрудник Генпрокуратуры говорит, что распоряжаться судьбой арестованных акций “Сибнефти” пока рано. “Нами может быть использован любой вариант, предусмотренный законом”, — отмечает он. А Юшин из A.S.T. добавляет, что “для конфискации нужны веские доказательства того, что акции "Сибнефти" достались "ЮКОСу" в результате преступных действий”. “Доказать же, что акции были куплены именно на деньги, укрытые бухгалтером от налогов, почти невозможно”, — считает юрист.
Представители “ЮКОСа”, “Сибнефти” и Millhouse не хотят комментировать возможность конфискации акций “Сибнефти”. Но представитель “Сибнефти” напомнил, что 14,5% акций его компании должны вернуться в собственность Millhouse по решению апелляционной инстанции арбитражного суда Чукотки, принятого в начале ноября.
Аналитикам остается лишь гадать, кому в конце концов достанутся акции “Сибнефти”. Стивен Дашевский из “Атона” не исключает, что в итоге 34,5% акций могут вернуться прежнему владельцу “Сибнефти” — Millhouse. А Каха Кикнавелидзе из “Тройки Диалог” не исключает, что, если бумаги конфискуют, их могут отдать на сторону. “В этом случае владельцам "Сибнефти" во главе с Романом Абрамовичем крупно не повезет”, — прогнозирует он.