Литературная программа «Пирогов» продолжается!» – с этих слов в известном клубе-кафе на углу Никольской и Третьяковского проезда, вблизи Лубянки, началась в среду вечером презентация трехтомника «Борис Березовский. Искусство невозможного», вышедшего в «Издательстве Независимая Газета». По стрелочке объявления прямо с порога заведения желающие могли проследовать на «телефонный мост с Борисом Березовским». Народу в небольшой зал набилось под завязку.
– Тут не мост и не круглый стол, а столоверчение какое-то! – говорила в мобильный телефон девушка с соседнего ряда. Действительно, колдовство установления телефонного моста с Лондоном напоминало спиритический сеанс.
Пока дозванивались, выступил представитель издательства Демьян Кудрявцев. По его словам, в издательстве давно работают над расширением линейки выходящих книжек: «Мы решили расширить круг авторов. Это всегда трудно. Мы искали и в провинции, и среди лауреатов различных премий, но нашли такой неожиданный ход и решили издать автора, мало печатавшегося в России отдельными монографиями. Последняя его книжка была посвящена математическим решениям управленческих проблем и была издана в 1979 году, если мне не изменяет память».
Трехтомник разделен по темам, содержание – что в каком томе – находится на задней стороне суперобложки. Составлен он из материалов, публиковавшихся в СМИ в период с 1992 по август 2003 года, объединенных в тематические разделы, внутри разделов расположенных в хронологическом порядке. Основное их содержание – «прямая речь», статьи, интервью и заявления самого Б.А. Березовского, некоторые публикации отражают реакцию на его деятельность. Плюс хроника его политической жизни.
В книгу не вошли статьи и рассуждения журналистов о Березовском. Эта подборка, по словам Кудрявцева, существует в отдельном виде и тянет на 11-томник. На такое издание «спонсора не нашли», но три тома «еще можно продать по рыночной цене».
К слову, продается трехтомник довольно бойко (в книжных сетях самих «Пирогов», да и в других книжных магазинах Москвы бьет сейчас предыдущие хиты продаж). Чего издатели не ожидали. Не в смысле читательского интереса, а возможных проблем с распространением. Попытка напечатать эту книгу в России была тяжелой. Но смелый человек нашелся, и типография ее отпечатала. А магазины взяли ее практически все.
Прибыль же от трехтомника пойдет на другие книги издательства: «В частности, требуют переиздания лекции Набокова о зарубежной литературе. В ближайшее время запускается поэтическая серия, главным редактором которой согласился стать Дмитрий Кузьмин», – рассказал Демьян Кудрявцев. Кстати, несмотря на то что согласия Березовского на издание не требовалось (все материалы и так доступны), оно, безусловно, было. И издатели не просто согласовывали, а пытались вместе с Березовским придумать, каким образом эта сложная структура (более двух тысяч материалов) может быть сведена к удобному для читателей виду. «Он же специалист по проблемам управления, поэтому с ним удобно советоваться», – резюмировал Демьян Кудрявцев.
Наконец связь наладили, и бодрый голос Бориса Березовского ударился о кирпичную кладку Красного зала «Пирогов». Желающие (из журналистов это были в основном представители интернет-изданий) передавали накопившиеся к «опальному олигарху» вопросы в рукописном виде, озвучивал их сотрудник «Пирогов» Данил Файзов.
Вопросы были самые разные. О событиях в Беслане и терроризме в целом, о круге общения Березовского в Англии и разнице русского и британского менталитетов, о перспективах российской оппозиции и личном отношении Березовского к президенту Путину, о том, что делать сейчас в России молодежи и есть ли она вообще – политически активная молодежь, наконец, не скучает ли Березовский по России и как себя ощущает в политической эмиграции.
Одним из первых поступил весьма длинный вопрос от пришедшего на презентацию писателя и лидера НБП Эдуарда Лимонова, звучавший, скорее, как призыв к активным политическим действиям. Березовский с Лимоновым согласился. По его словам, «власть всегда будет говорить, что любые действия оппозиции противозаконны». А в условиях уничтожения легальной оппозиции, «когда она растоптана, власть абсолютно нелегитимна», а потому Борис Абрамович считает правильной работу «в подполье». Кроме того, Березовский повторил известную мысль о том, что властные проблемы решаются на площадях. «Кто сможет вывести на площадь людей, тот и победит». Рассказывая потом о своем видении предвыборной ситуации на Украине, такую силу поддержки народа Березовский усмотрел за кандидатом Виктором Ющенко. У Украины, считает Березовский, есть реальная перспектива стать лидером демократии на постсоветском пространстве, таким же, как в 1990-е годы была Россия. «Если же Россия не прекратит сейчас вмешиваться во внутренние дела Украины, то нормально это не кончится!»
О том, что сегодня волнует всех, Березовский тоже высказался жестко. «У России нет никаких шансов защититься от терроризма», – считает он. Даже в Израиле (на пример которого так любят у нас ссылаться), на крохотной, по сути, территории одна из сильнейших в мире спецслужб не может полностью обеспечить безопасность людей, что показали в том числе недавние теракты. Что же рассуждать о России с ее огромными пространствами? «С террористами необходимо говорить, – сказал Березовский, – это единственный способ спасти людей!»
На вопрос, какая сила приведет к власти следующего президента, кем он будет, в разных вариантах Березовский ответил дважды. Во-первых, он заявил, что пока у власти находится президент Путин, свободные демократические выборы невозможны в принципе. «Путин и его окружение сделают все, чтобы тем или иным способом удержаться у власти, власти он добровольно не отдаст!» Во-вторых, «когда оппозиция уничтожена, трудно вообще что-либо предсказать. К власти может прийти кто угодно: и крайне левый, и крайне правый, и фашист. Труднее всего предсказать следствия хаоса».
О Путине, по итогам личного общения, впечатления у Березовского были «самые положительные». Но «на самом деле Путин искренне убежден, что централизованная власть для России эффективнее, чем самоорганизующееся общество. Он не понимает, что такая страна не может быть конкурентоспособна». А потому на вопрос о перспективах России Березовский ответил без оптимизма. «Россия либо осуществит свою миссию» – а она, по Березовскому, исходя из нашего уникального геополитического положения состоит в объединении Востока и Запада, – «либо исчезнет». В любом случае сегодня страна неэффективна – ни на международной арене, ни в решении своих внутренних проблем.
Что касается текущего житья-бытья, то Березовский был, видимо (точнее, слышимо), доволен условиями своей «ссылки»: «Мне очень комфортно в Англии, это экстрим независимости!» Тоскует он, конечно, по России, но главным образом – по снегу. «Которого, настоящего, даже в Шотландии нет!» Из других эмигрантов довольно часто видится в Лондоне с Ахмедом Закаевым, иногда с Владимиром Буковским, но, отметил Березовский, «я же не диссидент, я не борец за светлое будущее, я борец за светлое настоящее!» В основном же с русскими он не общается.
– Скажите, вам легко ль, опальный олигарх? – спросили Березовского напоследок словами Андрея Вознесенского (это стихотворение, «Лето олигарха», есть в трехтомнике).
– Мне хорошо, потому что я остался сам собой! – ответил Березовский.
И сеанс связи закончился.
|