Главное из которых - что это не какая-нибудь "глухомань", а родной город Владимира Путина. Ленобласть тоже не отстает. Она заманивает японцев тем, что их завод будет рядом с трассой, по которой ездит Владимир Путин из аэропорта. В Нижнем Новгороде таких веских преимуществ нет. Поэтому полпред в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко смог пообещать только поля для гольфа и японский детский сад. Сами японцы по своей национальной традиции никому не отказывают, но ничего не обещают. Из-за этого в России скоро разгорится настоящий конфликт между губернаторами, поскольку цена вопроса - более миллиарда долларов инвестиций. xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
"В городе не бывает скандалов, у нас стабильная политическая ситуация, и у нас есть возможность оперативно решать все вопросы на самом высоком федеральном уровне. Кроме того, иностранным специалистам будет приятно посещать Эрмитаж, а не жить где-нибудь в глухомани. То же касается и продвижения продукции: одно дело, когда написано "сделано в Петербурге", и совсем другое - сделано где-нибудь в Н-ской губернии", - доходчиво объяснила Валентина Матвиенко "Известиям". Как будто даже ни на кого не намекая.
"Руководство Toyota просило нас соблюдать конфиденциальность. Всякие преждевременные слухи наносят ущерб переговорам, - заявила она. - Пока мы единственный регион, который дал все ответы в срок на более чем 100 вопросов, поставленных Toyota. Санкт-Петербург предложил японцам три площадки для строительства автосборочного производства".
Главным конкурентом Петербурга в борьбе за японский автоконцерн себя считает Ленинградская область. "Пока Валентина Матвиенко вела переговоры в Японии, топ-менеджеры Toyota были у нас - осматривали площадки под строительство завода", - похвастались "Известиям" в правительстве Ленобласти. "Компания Toyota ставит вопрос о том, чтобы территория была в пределах xml:namespace prefix = st1 ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:smarttags" />260 гектаров земли. Мы такую площадь имеем возможность предоставить", - говорит губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков.
Ленобласть предложила Toyota три площадки - в Тосненском, Гатчинском и Ломоносовском районах. Они расположены поблизости от крупных автомагистралей, а одна из них - рядом с Волхонским шоссе, превратившимся с недавних пор в правительственную трассу. По ней Владимир Путин ездит из аэропорта в свою резиденцию - Константиновский дворец. Это последнее обстоятельство областные чиновники считают "большим плюсом" выделяемой площадки.
Кроме того, в Ленобласти упирают на то, что здесь, в отличие от Петербурга, инвестор полностью освобождается от налогов на имущество и на прибыль в период окупаемости проекта. "Мы - город, уважающий себя. И за бесплатно, как некоторые, которые еще и готовы приплатить, чтоб только завод у них построили, сотрудничать не будем", - парировала Валентина Матвиенко.
Еще один претендент - Нижегородская область - "положил глаз" на Toyota осенью прошлого года, когда в Нижний Новгород приехал глава корпорации Хироси Окуда. После его визита полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко намекнул: "Мне кажется, что сегодня мы приблизили срок прихода этой корпорации в Россию. И у Нижнего Новгорода в этой области неплохие шансы". Кириенко ездил в Японию в сентябре, но, вернувшись, ничего нового не сказал.
"Известия" уже писали, что для японцев подобран участок в Борском районе Нижегородской области - примерно в получасе езды от Нижнего Новгорода. Представители местной администрации заявили "Известиям", что готовы удовлетворить все запросы компании. В том числе построить гольфовые поля, обучить персонал клиник и магазинов английскому языку, а также пригласить в школу для детей сотрудников завода преподавателей японского.
Причем интересно, что в Нижнем своим основным конкурентом считают Московскую область и делают сравнительные расчеты. Так, по словам представителей нижегородской администрации, стоимость работ по строительству сборочного производства в Нижегородской области в два раза ниже, чем в Московской, а зарплата местного персонала в три раза ниже. Стоимость строительства квадратного метра зданий составляет 350 долларов, а не 700, как в Московской области. При этом рядом с производственной площадкой, выделенной Toyota, находится около 100 предприятий - поставщиков комплектующих. Мэр Москвы Юрий Лужков и губернатор Московской области Борис Громов о Toyota официально до сих пор не сказали ни слова. Однако слухи о переговорах с японцами ходят и в мэрии, и в подмосковной администрации. Осталось только дождаться, когда губернаторы выскажут все друг другу открыто.
"У меня было ощущение, что президент банка готов выписать чек на $100 млн. и отдать его Петербургу"
Валентина Матвиенко начала активную кампанию по привлечению в Петербург "денежных мешков" около полугода назад. Губернатор публично призналась, что сохранить северную столицу для потомков собственными силами город не сможет, и призвала бизнесменов участвовать "в подъеме экономики Санкт-Петербурга", имея в виду "не только благотворительность". Матвиенко по сути декларировала, что согласна на любые варианты денежных вливаний в экономику города - от простой перерегистрации компании до инвестиций и развития "государственно-частного" партнерства. Взамен Матвиенко гарантировала "предоставление самых комфортных условий, самый привлекательный инвестиционный климат и всевозможные преференции".
Первой на призыв Матвиенко откликнулась крупнейшая в России судоходная компания "Совкомфлот", которая уже до конца года намерена переехать в Санкт-Петербург. За ней последовала ТНК-ВР, уже подарившая Петербургу на реставрацию памятников 280 млн. рублей, выразили готовность "скинуться" на питерские памятники также "Газпром" и "ЛУКОЙЛ". Недавно "Роснефть" пообещала свои новые "дочки" регистрировать на берегах Невы, а последним сделал "подарок" Валентине Матвиенко глава "Газпрома" Алексей Миллер, заявив, что его концерн откроет в северной столице новый деловой центр и отсюда же начнется "газовая экспансия" в США и Канаду.
Из своей поездки в Японию госпожа Матвиенко также вернулась не с пустыми руками. Подписаны соглашения с двумя крупными компаниями - "Марубени" и "Сумитомо" - о сотрудничестве по нескольким крупным петербургским проектам - строительству скоростной автодороги, мусоросжигательного завода и развитию системы водоснабжения. Компания "Мицубиси" обсуждала возможность строительства надземного метро и легкого трамвая в Петербурге, а также создание совместного производства по выпуску вагонов на Питерском вагоностроительном заводе.
Но особого взаимопонимания Валентине Матвиенко, по ее собственному признанию, удалось достигнуть с руководством японского банка "Джейбик", который известен тем, что дает кредиты только под правительственные гарантии. "У меня было ощущение, что президент банка просто готов выписать чек на 100 млн. долларов и отдать его Петербургу", - поделилась она. Правда, чек глава банка "Джейбик" так и не выписал.
|