В конце прошлой недели стало известно, что министр энергетики Игорь Юсуфов попросил у премьер-министра Михаила Касьянова огромных полномочий для своего министерства. Минэнерго, совсем еще недавно слабое ведомство, которому угрожала ликвидация, теперь хочет контролировать выполнение СРП, курировать экспорт нефти (в этом направлении даже сделаны некоторые шаги: министерство заключило альянс с "Альфа-групп", чтобы перестроить систему экспортных поставок), управлять госпакетами акций в компаниях ТЭКа и даже выдавать лицензии на разработку месторождений.
Что это - мания величия? Ничего подобного. Поведение Юсуфова типично для путинского назначенца на высокий пост.
Когда Владимир Путин стал президентом и сделал министром Германа Грефа, тот сейчас же получил столько полномочий, что и чиновники, и аналитики опасались, что он физически не справится с таким объемом работы. К концу прошлой зимы Минэкономразвития занималось 22 крупными проблемами - от разработки государственной внешнеэкономической политики до контроля за проведением рыбных аукционов и подготовки предложений по созданию Единого тарифного органа (ЕТО). И курировать СРП Путин тоже поручил Грефу.
Казалось, что президент просто не доверяет никому, кроме Грефа. При этом перестановок в правительстве Путин не проводил, помня, видимо, как его предшественник окончательно погубил свою репутацию неожиданными и частыми кадровыми революциями.
Но вот в марте нынешнего года Путин назначил министром обороны своего верного союзника Сергея Иванова. И тотчас же передал ему из ведомства Грефа такую важную функцию, как разработка государственного оборонного заказа и контроль за его выполнением. Да и вообще Минобороны, при любой власти мощное, стало при Иванове суперведомством с невиданными ранее полномочиями.
А в июне Путин решил наконец заменить министров энергетики и природных ресурсов. Оба новых назначенца - Игорь Юсуфов и Виталий Артюхов - тотчас же кинулись доказывать, чего они стоят как чиновники.
Артюхов привлек к себе внимание, на время прекратив выдачу любых лицензий и попытавшись отобрать у губернаторов право "второго ключа" (без одобрения местной власти месторождения сейчас не осваиваются). Юсуфов, в свою очередь, порадовал общественность своими "экспортными" инициативами. А теперь вот позарился на одну из "лишних" функций Грефа - СРП. Это и понятно: Минэкономразвития лишилось ореола непобедимости, уступив Федеральной энергетической комиссии Георгия Кутового в борьбе за ЕТО.
Как и другие путинские назначенцы, Юсуфов честолюбив и готов управлять всем, чем позволят. Пока отмеченных путинской милостью - т. е. лично отобранных и назначенных - чиновников совсем немного, каждый из них претендует на серьезное место под солнцем.
Интересно, что даже в столь маленькой компании - и при том, что пирог делится гигантский, - Юсуфов не может не претендовать на часть "чужой" поляны, любимые артюховские лицензии. Возможно, министр энергетики считает, что надо просить больше, чтобы дали хоть что-нибудь. Но он рискует прослыть жадным. Соседи могут обидеться...
|