События последнего времени наглядно показывают, что в России идет процесс укрупнения органов исполнительной власти и передачи профильных полномочий в один орган. Создание Единого тарифного органа - только один из примеров этой тенденции. Теперь, похоже, пришла очередь создания единой структуры по управлению недрами, контролирующей, в частности, выдачу и отзыв лицензий на разработку месторождений. При этом между министерствами энергетики и природных ресурсов разворачивается нешуточная борьба за право осуществления этих ключевых мероприятий в сфере природопользования. Ведомство Игоря Юсуфова посягнуло на полномочия Минприроды и заговорило о создании единой структуры управления лицензиями.
Министерство энергетики в ходе вчерашних парламентских слушаний, посвященных стратегии развития и рационального использования минерально-сырьевой базы страны (МСБ), внесло свои предложения об изменении структуры управления недрами. В докладе представителя энергетического ведомства говорилось о необходимости создания федерального органа, который будет осуществлять государственное регулирование недропользования. Таким образом, считают в ведомстве Игоря Юсуфова, выдача разрешительной документации и контроль за ее исполнением будут осуществляться на основе принципа "одного окна". Минэнерго предлагает "четко разграничить полномочия по государственному управлению в сфере недропользования между федеральными органами исполнительной власти по отраслевому принципу". Ведомство Юсуфова также хочет взять на себя проведение государственной экспертизы проектных документов на разработку горючих полезных ископаемых, таким образом, фактически подменив собой конкурсную комиссию по выдаче лицензий. Очевидно, что за этими намерениями Министерства энергетики лежит стремление забрать себе все полномочия по выдаче лицензий, которыми сейчас владеет Министерство природных ресурсов (МПР). Хотя предложения ведомства Юсуфова на парламентских слушаниях оказались куда скромнее, нежели в письменном обращении к Михаилу Касьянову, где Юсуфов открыто высказал желание управлять государственным фондом недр, содержащих углеводородные и угольные запасы.
Эксперты считают, что передача полномочий от Минприроды в Минэнерго неизбежно вызовет отрицательные последствия. В условиях, когда вектор реформирования исполнительной власти направлен на концентрацию властных полномочий, крайне нелогично перечеркивать работу по созданию единого органа управления всем природным комплексом, которая велась на протяжении последнего времени. Как известно, в настоящий момент в функции МПР входит управление лесным фондом и водными ресурсами. Вполне оправдано с экономической и управленческой точек зрения сохранить за министерством функции контроля за процессом недропользования, тем более что МПР имеет опыт этой работы, и уже сделаны конкретные шаги по реформированию всей системы лицензирования. Как известно, при прежнем руководстве МПР ситуация с выдачей лицензий и контролем за исполнением лицензионных соглашений складывалась, мягко говоря, далеко не лучшим образом, что стало серьезным основанием для обвинений в излишнем либерализме и даже коррупции. Теперь же в адрес Минприроды часто раздаются обвинения в излишней жесткости. С приходом Виталия Артюхова процесс выдачи лицензий был полностью приостановлен. Сейчас его ведомство уже провело инвентаризацию ранее выданных лицензий и условий лицензионных соглашений, а также начало работу по каталогизации месторождений. Другим аспектом деятельности МПР стала разработка законодательных предложений по улучшению природоресурсного законодательства. Причем в МПР решили не разрабатывать новый закон о лицензировании, один вариант которого уже однажды был похоронен в Думе после его одобрения депутатами в первом чтении, а расширить существующий закон о недрах. В частности, в министерстве уже разработаны поправки о введении штрафных санкций за невыполнение лицензионных соглашений. Еще одна новация МПР - механизм возмещения вреда, причиненного компаниями третьим лицам и государству. Таким образом, ведомство Виталия Артюхова собирается ужесточить законодательство о недропользовании.
Помимо опасности приостановки уже ведущейся работы по изменению лицензионной политики государства передача полномочий из МПР в Минэнерго имеет и еще один аспект. Забрав себе полномочия по выдаче лицензий, Минэнерго сосредоточит в своих руках контроль за недропользованием и одновременно потреблением природных ресурсов. В беседах с корреспондентом "НГ" эксперты высказывали опасения, что сосредоточение функций в руках одного ведомства приведет к возвращению к советской системе экстенсивного использования ресурсов недр.
Между тем очевидно, что процесс реформирования системы управления недропользованием вскоре вступит в решающую фазу. Сегодня необходимость выработки единой стратегии восстановления и эффективного использования минерально-сырьевой базы очевидна всем. В этих условиях основная борьба ведется не столько за отдельные направления этой стратегии, сколько за право ее создания, а затем и реализации единой государственной политики в сфере недропользования. Разговоры об этом уже ведутся в правительственных кулуарах, и лоббистские попытки Минэнерго создать на своей базе единый управляющий орган в сфере природопользования лежат в общем русле борьбы за самый лакомый кусок экономики, обеспечивающий 80% валютных поступлений в бюджет страны. Нельзя исключать и того, что в ближайшее время в правительстве может появиться новый вице-премьер, координирующий работу всех ведомств, так или иначе имеющих отношение к природным ресурсам, включая не только министерства Артюхова и Юсуфова. Борьба за право контролировать одно из ключевых для страны направлений еще впереди.
|