Вчера обвиняемый в превышении должностных полномочий (ст. 286 УК, срок до 10 лет тюрьмы) глава МПС Николай Аксененко сделал олигархам из РСПП две значительные уступки. Во-первых, он пообещал, что будет просить правительство включить членов РСПП в правительственную комиссию по реформе МПС. А во-вторых, согласился отдать Минэкономразвития право лицензировать операторов грузоперевозок.
Положение Аксененко весьма серьезно. Как говорит известный адвокат Юрий Кориневский, защищавший бывшего главу "Роскомдрагмета" Евгения Бычкова в деле Golden ADA, "следователь теперь может по санкции [генпрокурора Владимира] Устинова или его заместителя отстранить обвиняемого от занимаемой должности". А представитель президентской администрации заявил "Ведомостям", что "ситуация, когда министерством руководит человек, в отношении которого проводится уголовное расследование, ненормальна".
Кремль явно не собирается защищать несчастного министра. "Перед законом все равны", - заявил вчера замглавы президентской администрации Дмитрий Козак, добавив, что Аксененко зря "апеллирует к исполнительной власти", стараясь избежать прокурорского внимания.
Поддержка пришла с неожиданной стороны - из рабочей группы РСПП по реформе МПС, которая еще весной активно критиковала Аксененко. Глава этой группы, а также компании "Русский алюминий" Олег Дерипаска вчера выступал на одной пресс-конференции с Аксененко, утверждая, что он к уголовному делу против министра никакого отношения не имеет. "Николая Емельяновича Аксененко я знаю больше пяти лет и думаю, что попытки втянуть нас в противостояние будут безуспешны", - цитирует Дерипаску "Интерфакс". Этот примирительный тон стал возможным после организованного вчера РСПП "круглого стола" по реформе МПС. Его итогам и была посвящена пресс-конференция. В ходе встречи Аксененко заявил, что будет ходатайствовать перед правительством о включении олигархов в состав комиссии по железнодорожной реформе (эту комиссию возглавляет вице-премьер Илья Клебанов). До сих пор РСПП не мог этого добиться.
Второй важный вопрос, который давно ставят предприниматели, - гарантии равного доступа независимых операторов к инфраструктуре МПС.
Сейчас принадлежащие крупным холдингам транспортные компании вынуждены покупать собственный парк вагонов, чтобы получить от МПС статус официального оператора. Без этого статуса доступ на железные дороги закрыт. Затраты на свой парк требуются огромные. Например, чтобы обслуживать грузопоток "Русала", необходимо иметь порядка 2000 вагонов по $25 000. И, даже вложив эти средства, компании не могли быть уверены, что МПС гарантирует им доступ к инфраструктуре. И вот вчера Аксененко сказал, что не против отдать право лицензировать операторов "третьим лицам, например специально созданному правительственному органу, или в Минэкономразвития".
Это серьезная уступка, но вряд ли промышленники сочтут ее достаточной. Руководители транспортных подразделений "Русала" и "СУАЛа" - Вадим Гераскин и Борис Чертков - вчера заявили "Ведомостям", что лицензирование нужно вовсе отменить.
Кроме того, Аксененко и Дерипаска спорят и на другие темы. В РСПП, например, требуют, чтобы министерство объяснило, как оно рассчитывает тарифы. В МПС отвечают, что сейчас невозможно корректно определить "вес" каждой составляющей в тарифе, поэтому на первом этапе метод учета затрат останется "котловым". Правда, сейчас эта позиция, кажется, тоже начинает меняться.
Как рассказала "Ведомостям" замминистра путей сообщения Анна Белова, Аксененко предложил известному экономисту Евгению Ясину поработать над методологией определения стоимости тарифных составляющих. "Впрочем, - говорит Белова, - МПС уже сегодня разработало номенклатуру затрат, утвержденную Минфином и позволяющую вести раздельный бухучет по видам деятельности. А вообще, между РСПП и МПС налажен очень конструктивный диалог и резко изменился сам тон дискуссии - от обвинений в непрозрачности к подробному рассмотрению самого проекта реформирования с учетом мнений всех сторон".
Если Аксененко усидит в своем кресле - а вчера он заявил, что своими действиями Генпрокуратура пытается "приостановить реформы на железнодорожном транспорте и дискредитировать власть не только в моем лице, но и как таковую", - вряд ли у кого-либо останутся сомнения, что в этом ему помог именно конструктивный диалог с бизнесом.
Почему он не уходит? : До сих пор практически ни одному чиновнику, против которого выдвигались уголовные обвинения, не удалось сохранить за собой высокий пост (хотя некоторым из них потом удавалось продолжить карьеру в органах власти). Яростно отплевывающийся от обвинителей Аксененко, судя по всему, хочет создать прецедент.
Самым высокопоставленным российским чиновником, оказавшимся под следствием, был вице-премьер Владимир Шумейко. Президент Борис Ельцин отстранил его от должности через полтора месяца после возбуждения уголовного дела. Но был сентябрь 1993 г. , и через месяц все изменилось: Шумейко вернулся на госслужбу, а его обвинитель Александр Руцкой остался не у дел. Других крупных чиновников преследовали в уголовном порядке уже после увольнения. Так было с министром юстиции Валентином Ковалевым, главой Роскомдрагмета Евгением Бычковым, возглавлявшими Генпрокуратуру Алексеем Ильюшенко и Юрием Скуратовым.
Управленцев рангом пониже безжалостно отстраняли от работы, как только против них возбуждались дела. Так поступили в 1993 г. с первым замруководителя Госналогслужбы Владимиром Пансковым и в 1998-м - с первым замминистра финансов Владимиром Петровым. Недолго пробыл на своем посту после возбуждения дела замминистра по чрезвычайным ситуациям Иван Колдунов.
Правда, есть и еще один опробованный чиновниками сценарий. Первый замминистра по налогам и сборам Александр Смирнов, в отношении которого уголовное дело было возбуждено этим летом, тут же ушел в отпуск по болезни. Выздоровел он в сентябре, после того как дело было закрыто за отсутствием состава преступления.
|