Для нефтяников и "Газпрома" наступают тяжелые времена - на них рассердился Владимир Путин. Его гнев вызвали результаты проверки, которую учинило в сфере недропользования Главное контрольное управление президента (ГКУ). Контролеры утверждают, что компании из рук вон плохо выполняют лицензионные соглашения - сидят на огромных запасах нефти и газа, а государству от этого никакой пользы. Нарушителей, возможно, ждет новый налог.
В распоряжении "Ведомостей" оказалась информационная записка ГКУ, на основании которой Владимир Путин 1 октября направил Михаилу Касьянову распоряжение: "Положение в сфере лицензирования недропользования не отвечает интересам государства и требует вмешательства. Рассмотрите материалы Главного контрольного управления и примите необходимые решения. О ходе выполнения докладывайте ежемесячно". >BR? Согласно информационной записке ущерб государства от неисполнения оговоренных в лицензиях условий добычи только за 2000 г. и первую половину 2001 г. составил 70 млрд руб. Президентские контролеры подсчитали, что "Газпром" добыл на 60 млрд куб. м газа меньше, чем оговорено в его лицензиях, и вообще ведет добычу только по 67 из 126 имеющихся у него лицензий.
Нефтяные гиганты тоже плохо себя ведут, считают в ГКУ: "ЮКОС" добыл на 6,6 млн т нефти меньше, чем должен был в соответствии с лицензиями, "ЛУКОЙЛ" - на 2,1 млн т, а "Сибнефть" - на 741 000 т. Все дело в том, утверждают контролеры, что нефтяные компании обзавелись слишком большими запасами сырья. "ЛУКОЙЛу" их хватит на 33 года, "ЮКОСу" - на 47 лет, но всех переплюнула ТНК - запасла нефти на 80 лет вперед. "В связи с этим месторождения не вовлекаются в разработку, процессы инвестирования замедляются, а компании получают дополнительные доходы за счет капитализации", - говорится в информационной записке.
Кампанию за соблюдение лицензионных условий уже некоторое время ведет Минприроды, пытаясь отобрать лицензии у нерадивых недропользователей. Но ГКУ предлагает наказывать нефтяников и газовиков по-другому - рублем. Контролеры хотят - и Путин, судя по его поручению, с ними согласен, - чтобы Минприроды подготовило поправки к законодательству о недрах, по которым государство получало бы от компаний компенсацию за невыполнение лицензионных условий. В частности, предлагается, чтобы нарушители возвращали в казну средства, потраченные государством на геологоразведку и создание инфраструктуры.
В Минприроды пребывают в растерянности. Там плохо представляют себе, как эти предложения можно реализовать. Высокопоставленный чиновник министерства предположил в интервью "Ведомостям", что одним из механизмов могло бы стать введение некоего налога на запасы, который компания будет платить только в том случае, если она не смогла добыть на месторождении достаточно нефти или газа и бюджет недополучил из-за этого налоги.
Ни в нефтяных компаниях, ни в "Газпроме" такой перспективе не обрадовались. В газовой монополии налог на запасы называют "бредом": его введение противоречило бы первой части НК, в которой уже определены все виды платежей. Впрочем, кодекс всегда можно и подправить.
Аналитик UFG Дмитрий Авдеев считает платеж, возмещающий государству упущенную выгоду, довольно сомнительной идеей. "Невозможно подсчитать ущерб государства от невыполнения лицензионных соглашений, - считает аналитик. - В конце концов, добыча просто откладывается. Решением проблемы могла бы стать продажа не прав на недра, а самих участков, как на Западе. Они стоят таких денег, что недропользователь не может их не разрабатывать".
Нефтяники считают, что ошибочны не только предложения КРУ, но и его исходные посылки. Директор департамента развития ресурсной базы ТНК Искандер Джафаров, например, говорит, что "кажущаяся избыточная обеспеченность компании ресурсами надуманна": оценщики из Miller & Lenz, в частности, подсчитали, что нынешних запасов тюменцам хватит не на 80 лет, а на 30. В ТНК считают, что проблема в устаревшей российской системе классификации запасов: эта система не учитывает, что некоторые месторождения разрабатывать нерентабельно. У проблемы, впрочем, есть и другая сторона: по словам представителя "ЮКОСа", когда заключались многие лицензионные соглашения, рентабельность месторождений не учитывалась. То есть нефтяники не возражали против экономически необоснованных норм добычи.
"Газпром", в свою очередь, утверждает, что никаких 59 неиспользуемых лицензий у него нет. "Обязательства перед государством "Газпром" выполняет", - заявил представитель компании.
Но поскольку Путину компании ТЭКа всего этого объяснить не смогут, у них остается только надежда на то, что правительство не будет к ним так же сурово, как ГКУ. Выполнять президентские поручения медленно и осторожно кабинету случалось уже не раз.
|