В деле о гибели пассажирских самолетов Ту-134 и Ту-154, вечером 24 августа одновременно развалившихся в небе над Ростовской и Тульской областями, официальные власти вчера, наконец, впервые внятно и однозначно признали, что это были теракты. Министр транспорта Игорь Левитин, возглавляющий созданную по поручению президента Путина госкомиссию по установлению причин катастроф, после очередного заседания объявил, что их причиной явилось «разрушение конструкций самолетов в полете в результате воздействия зарядов взрывчатых веществ в пассажирских салонах». Почему госкомиссии пришлось идти к такому выводу три недели, осталось полной загадкой. О том, что самолеты были взорваны террористами, уже через три дня после трагедии открыто объявили эксперты ФСБ, а главком ВВС Владимир Михайлов тогда же сообщил, что их службы слежения установили факт взрыва обоих «бортов» практически сразу. Тем более, что одновременно с «признанием» г-на Левитина генпрокурор Владимир Устинов вчера в интервью агентству Интерфакс рассказал о первых результатах расследования, ведущегося по этому поводу его ведомством. Из него выяснилось, что уголовное дело по факту гибели Ту-134 и Ту-154 Генпрокуратурой было возбуждено по ст. 205 (терроризм) уже на следующий день после трагедии - 25 августа.
Именно материалы этого дела, озвученные вчера г-ном Устиновым, собственно, и стали самой главной новостью в истории катастроф, унесших жизни 90 человек. На фоне слов генпрокурора результаты работы госкомиссии выглядели уже просто как недоразумение. По версии же уголовного следствия, террористы попали на борт погибших лайнеров в аэропорту «Домодедово» самым примитивным способом - за взятку всего в 1 тысячу рублей, против которой оказались бессильны все меры безопасности.
«Следствие по делу о гибели самолетов Ту-154 и Ту-134 установило, что сотрудник авиакомпании "Сибирь", в чьи обязанности входил контроль за регистрацией и посадкой пассажиров, посадил в самолет террористку в нарушение всех правил и за взятку, - сказал г-н Устинов. - За две минуты до окончания регистрации арестованный ныне Арутюнов, промышлявший спекуляцией авиабилетами, передал сотруднику авиакомпании "Сибирь" билет на имя Джебирхановой, купленный ею на рейс, вылетавший утром следующего дня и тысячу рублей. Сотрудник авиакомпании написал на билете: "Принять к перевозке на рейс 1047 24.08.2004", и террористка спокойно прошла в самолет (Ту-154, вылетавший в Сочи и погибший в Ростовской области. - Ред.)». Генпрокурор также рассказал, что следствием уже установлено, что предполагаемые террористки - чеченки Аминат Нагаева и Сацита Джебирханова, проживавшие последнее время в Грозном - прибыли в аэропорт «Домодедово» рейсом из Махачкалы 24 августа вместе с еще двумя чеченцами прямо перед посадкой в разбившиеся лайнеры - в 19.45. "Работники линейного отдела милиции выявили их, забрали у них паспорта и передали оперуполномоченному по борьбе с терроризмом, капитану милиции, для досмотра их вещей и проверки на предмет возможной причастности к терактам, - рассказал г-н Устинов. - Но капитан отпустил их без всякой проверки, и они стали спешно добывать билеты в том же здании. Помог им Арутюнов, взяв "за услуги" две тысячи с одной и три с другой, одну из этих тысяч он и заплатил сотруднику "Сибири». Оба они уже арестованы".
В связи с этим г-н Устинов особо остановился на проблеме коррупции, которая, по его мнению, принимает в целом в России опасные размеры. Однако собственно по делу о подрыве Ту-134 и Ту-154 генпрокурор никаких выводов и оценок по действиям конкретных лиц и служб делать не стал. Хотя из озвученной г-ном Устиновым версии следствия можно сделать вывод, что террористки попали на злополучные рейсы в Волгоград и Сочи из-за всеобщей безалаберности и корысти - милиции, службы безопасности аэропорта и того же сотрудника авиакомпании. При этом следователи арестовали именно перекупщика билетов и сотрудника авиакомпании, даже не тронув сотрудника милиции и не давая оценок работе службы безопасности аэропорта. Этот вопрос, кстати, вчера моментально вызвал заочную перепалку между авиакомпанией «Сибирь» и компанией «Ист-лайн», управляющей аэропортом «Домодедово».
Пресс-служба «Сибири» вчера официально заявила в связи с выступлением генпрокурора: «Главной функцией сотрудника авиакомпании является помощь пассажирам в бронировании и перебронировании билетов. Что касается безопасности и доступа на борт воздушного судна - это сфера действий службы безопасности аэропорта. Это является платной услугой для авиакомпании, в соответствии с существующими федеральными авиационными правилами». Также в «Сибири» отметили, что у всех пассажиров рейса 1047 - в том числе и у Джебирхановой - на посадочном талоне стоял штамп о прохождении авиационной безопасности, который может поставить только служба безопасности. Однако зампредседателя совета директоров «Ист-лайна» Сергей Горбунов в это же время сообщил через информагентства, что госкомиссия по расследованию причин авиакатастроф Ту-134 и Ту-154 24 августа не высказала замечаний к службе авиационной безопасности аэропорта "Домодедово". Ни в службе безопасности, ни в пресс-службе аэропорта никто комментировать эту тему нашему корреспонденту не стал.
Алексей ГРИШИН, Константин ФИЛАТОВ
Последние новости о расследовании авиакатастрофы и версии крушения самолета читайте в наших группах: : Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и в Livejournal
|