Через 15 с лишним месяцев после катастрофы, погубившей атомный подводный крейсер "Курск", Кремль вдруг начал наказывать адмиралов-подводников за "серьезные упущения в руководстве флотом". Командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов и его первый зам - начальник штаба - вице-адмирал Михаил Моцак - понижены в должности. Всего "различные меры воздействия" применены к 14 высокопоставленным адмиралам и офицерам флота.
Уволены и привлечены к дисциплинарной ответственности командующий флотилией подводных лодок Северного флота вице-адмирал Олег Бурцев, начальник штаба флотилии контр-адмирал Валерий Филатов, командир дивизии (в которую входил "Курск") контр-адмирал Михаил Кузнецов, заместитель командира той же дивизии капитан первого ранга Виктор Кобелев, начальники управлений главкомата ВМФ: вице-адмирал Николай Михеев, контр-адмирал Геннадий Верич, контр-адмирал Валерий Панферов, начальники управлений Северного флота вице-адмирал Юрий Бояркин, контр-адмирал Владимир Хандобин, капитан первого ранга Александр Тесленко, заместитель командующего флотилией контр-адмирал Фарит Зиннатуллин, командир части Северного флота капитан первого ранга Рубен Караханов.
Подобной масштабной чистки в Вооруженных силах не было с августа 91-го, но тогда все было ясно - начальников снимали за неудачный вооруженный путч и снимали сразу. Теперь Кремль долго ждал. Адмиралы почти полтора года публично сочиняли небылицы о причинах гибели "Курска" и о ходе спасательной операции. И вдруг в прошлую пятницу президент Путин объявил: нет объективных данных, подтверждающих версию столкновения "Курска" с иностранной подлодкой, "несмотря на большой объем проделанной работы", в то же время "из представленных следственной группой материалов с достаточно высокой степенью определенности можно сделать вывод о качестве подготовки самих учений, их организации и организации поисково-спасательных работ".
Действительно, за год две специальные экспедиции судна "Мстислав Келдыш" с глубоководными аппаратами "Мир" тщательно обследовали в поисках обломков чужой обшивки несколько квадратных километров дна в районе гибели "Курска". Экспедиции обошлись в несколько десятков миллионов долларов, подняли на поверхность тонны материала, но даже банки из-под иностранной Колы не нашли. Впрочем, серьезные специалисты давно уже настаивали, что виноваты не американцы с англичанами, а руководство флота, которое организовало масштабные маневры с советским размахом, к которым не были готовы экипажи, средства спасения и обслуживающие технику наземные службы. По сути катастрофа сама напрашивалась.
Естественно, свою вину адмиралы признавать не захотели и сразу придумали иностранную субмарину-убийцу. Наш ВМФ, наверное, самый антизападный по настроениям командного состава вид вооруженных сил. Армия и ВВС могут воевать с боевиками и требовать финансирования для борьбы с исламскими радикалами. Даже стратегические ядерные силы могут в принципе сдерживать не только США, но и Китай. Лишь у флота, особенно у Северного, где сейчас собрано больше 50 процентов всех сил ВМФ и практически все сколько-нибудь новые корабли - в Атлантике лишь один вероятный противник - объединенный флот НАТО. Если Запад стал нашим союзником, нет более никакой нужды в нынешнем Северном флоте, не нужны однотипные "Курску" лодки - охотники за авианосцами. Не нужно больше охранять район развертывания стратегических ядерных подлодок в Баренцевом море остальными силами флота, если единственная потенциальная цель для морских баллистических ракет - Китай или Пакистан.
Адмиралы Попов и Моцак - бывшие подводники - привыкли видеть в перископ только одну цель - на Западе. Они, надо думать, вполне искренне верили (и продолжают верить сегодня), что "Курск" потопили американцы, причем скорее всего - нарочно. Попова прочили в новые главкомы ВМФ, а Моцака - на его место командующего ударным Северным флотом. Теперь их военные карьеры сломаны, причем именно тогда, когда президент Путин начал крутой поворот на всемерное военное, политическое и экономическое сближение с Западом.
В военном ведомстве зреет оппозиция новому прозападному внешнеполитическому курсу, и Кремль в ответ открыл превентивный огонь по штабам. Точно так же в мае 87-го, когда 19-летний немец Матиас Руст посадил свой самолет на Красной площади, президент Михаил Горбачев, тоже готовивший крутой поворот во внешней политике, воспользовался случаем и разогнал прежнее военное руководство во главе с маршалом Соколовым. В 87-м оргвыводы тоже выглядели вспышкой спонтанного начальственного гнева, но в действительности были заранее подготовлены: группа офицеров-диссидентов из ГРУ ГШ еще за год до того начала тайно снабжать Горбачева (через члена политбюро Александра Яковлева) справками и записками об общей гибельности тупого антизападного курса военного руководства СССР.
Вполне возможно, что и сегодня чистка рядов не ограничится только Северным флотом.
|