На пресс-конференции в Саратове областной вице-губрнатор Сергей Лисовский заявил, что Саратовский авиационный завод может перейти в собственность научно-производственной корпорации «Иркут». По его словам, он сам лично участвовал в предварительных переговорах с руководством «Иркута» о продаже САЗ.
Но пресс-секретарь «Иркута» Елена Федорова не подтвердила эту информацию «Газете.Ru». По ее словам, сегодня корпорация контролирует 20% акций завода и пока не собирается увеличивать свою долю или даже полностью выкупать САЗ. «Акции Саратовского авиазавода нам принадлежат через ОКБ имени Яковлева, которое недавно вошло в состав «Иркута», – отметила госпожа Федорова.
Между тем глава корпорации Алексей Федоров этим летом заявлял, что «Иркут» намерен купить один из заводов в европейской части России.
Компании нужны дополнительные производственные площадки для расширения гражданского авиастроения. Она планирует производить 45% российских машин в кооперации с одной из ведущих западных корпораций – канадской Bombardier.
В научно-производственную корпорацию «Иркут» входят Иркутский авиационный завод и конструкторские бюро имени Бериева (производство самолетов-амфибий Бе-200) и имени Яковлева (производство военных и гражданских самолетов семейства Як), «Русская авионика» и «Бета-Ир» (обслуживание и продажа Бе-200). Контрольный пакет «Иркута» – у частных лиц, преимущественно у менеджмента корпорации. По российским стандартам бухучета чистая прибыль «Иркута» в 2003 году снизилась до 312,8 млн руб (против 344,3 млн руб в 2002 году), выручка упала на 26% – до 13,1 млрд руб. (против 17,6 млрд руб. в 2002 году).
По словам господина Федорова, канадцы собираются подключиться к совместной разработке двух ОКБ – имени Яковлева и имени Ильюшина – ближнесреднемагистральному МС-21 (он создается для замены Ту-154Б, Ту-154М и Як-42 – «Газета.Ru»).
На заявление Алексея Федорова о намерении купить один из российских авиазаводов рынок отреагировал различными предположениями. В числе возможных претендентов на покупку «Иркутом» называли самарский завод «Авиакор» и ульяновский «Авиастар». Но официального подтверждения или опровержения этих предположений «Иркут» не дает.
Известно пока лишь, что корпорация анализирует состояние нескольких отечественных самолетостроительных предприятий. Ожидается, что окончательно она определится с предметом покупки к концу текущего года. Саратовские власти надеются, что «Иркут» заинтересуется именно САЗом. Сергей Лисовский говорит, что совет директоров уже обсуждал возможную сделку с «Иркутом» и «положительно отнесся к перспективе вхождения предприятия в состав корпорации».
Опрошенные «Газетой.Ru» аналитики отрасли сошлись во мнении, что покупка именно САЗа выглядит наиболее логичной:
«Раз у «Иркута» уже есть доля в Саратовском авиазаводе, то нужно его и покупать. Кроме того, корпорация вряд ли сможет позволить себе слишком дорогую покупку. И в этом смысле САЗ подходит как никто другой».
У завода сейчас почти нет профильных заказов. По сведениям «Газеты.Ru», в этом году он должен выпустить лишь один Як-42 и один отремонтировать. В основном же САЗ занимается производством товаров народного потребления. Например, этим летом там собрали первую отечественную подметально-уборочную машину «Магистраль-С» – аналог шведской уборочной техники Broadway стоимостью 2 млн руб.
А в начале сентября губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков заявил, что готов передать САЗ в хорошие руки: «В ближайшее время мы проведем собрание акционеров авиационного завода, где соберем блокирующий пакет акций и, думаю, сумеем передать правительству РФ». Сомнительно, что российское правительство готово принять такой подарок, а вот привлечение «Иркута» в качестве стратегического инвестора и главного акционера – более реальная задача.
|