Государству принадлежит 75% акций “Транснефти” (100% голосов). В 2003 г. компания транспортировала около 400 млн т нефти. Ее выручка по международным стандартам за 2003 г. составила 114,16 млрд руб., чистая прибыль – 30,56 млрд руб. Семен Вайншток пришел в “Транснефть” в 1999 г. из “ЛУКОЙЛа”, где он руководил крупнейшей добывающей “дочкой”, компанией “ЛУКОЙЛ — Западная Сибирь”. Срок действия его контракта истекал 13 сентября. По уставу “Транснефти” продление контракта президента отнесено к компетенции собрания акционеров.
Как стало известно “Ведомостям”, вчера правительство продлило контракт с президентом “Транснефти” Семеном Вайнштоком еще на три года. Правительственный чиновник рассказал, что на днях прошел совет директоров “Транснефти” в заочной форме, который назначил внеочередное собрание акционеров с единственным вопросом — о продлении полномочий Вайнштока. На нынешней неделе премьер Михаил Фрадков подписал директиву, обязывающую Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (ФАУФИ) голосовать за продление контракта с президентом монополии. “Вчера представители агентства подписали протокол собрания, продлив контракт на три года”, — говорит чиновник.
В “Транснефти” этого решения с нетерпением ждали. “У компании большие планы по строительству новых трубопроводов на ближайшие годы, и мы готовы их выполнять, если получим одобрение правительства”, — говорит вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев.
Эксперты и нефтяники положительно восприняли новость о продлении контракта президенту монополии. “С именем Вайнштока связаны многие важные проекты, и вряд ли их сможет воплотить кто-то другой, — считает старший аналитик "Совлинка" Лев Сныков. — Продление контракта — это плюс для компании, так как за время работы Вайнштока "Транснефть" стала эффективнее”. Его коллега из “Атона” Дмитрий Лукашов считает, что продление контракта Вайнштока порадует и нефтяников: “Они уже сработались и знают, чего ждать от Вайнштока”. Представитель одной из крупных нефтяных компаний подтвердил это: “Вайншток — хороший менеджер, и то, что он остался, безусловно, плюс — это и понятные правила игры, и надежды на новые проекты”.
Однако, как стало известно “Ведомостям”, монополии пока не удалось решить другой вопрос — о создании филиала в Петербурге. “Транснефть” хотела передать ему часть имущества Балтийской трубопроводной системы (БТС), а вместе с ним из Москвы в Петербург ушла бы и часть региональных налогов. Аналитики оценивали потери бюджета Москвы от такого “переезда” от $35 млн до $50 млн.
Вопрос о создании филиала тоже планировалось решить на прошедшем собрании акционеров. Однако, по словам Григорьева из “Транснефти”, этот вопрос не был внесен в повестку дня собрания. “На него не было выдано директивы правительства”, — поясняет он. Впрочем, Григорьев не теряет надежды на создание филиала. “Наши планы остаются прежними, мы не отказываемся от открытия филиала, а ждем решения правительства”, — подчеркнул он.
Правительственный чиновник объяснил отказ рассматривать этот вопрос “необходимостью его дополнительно обсудить и проработать”. Аналитики считают, что причиной могло стать недовольство правительства Москвы. “Это политический вопрос, видимо, не все было решено с чиновниками Москвы, и они могли выступить инициаторами отсрочки”, — полагает Сныков. “Скорее, это не понравилось московским чиновникам, и они могли попросить более детально рассмотреть этот вопрос”, — соглашается Максим Мошков из Brunswick UBS.
В московском правительстве вчера официально отказались комментировать этот вопрос, но один из чиновников не исключил причастность мэрии к задержке. “Это задевает интересы города, и логично их отстаивать”, — говорит он. В Смольном тоже отказались от комментариев. Один из чиновников лишь отметил, что в проект бюджета Петербурга на 2005 г. пока не закладывают доходы от филиала “Транснефти”, так как “пока для этого нет оснований”.
|