Ежегодное урезание доходной части бюджета Москвы в пользу бюджета федерального до сих пор заканчивалось лишь стенаниями столичных властей и жалобами на катастрофическую нехватку средств. Однако Юрий Лужков, похоже, наконец-то созрел для нанесения ответного удара. Мэр Москвы решил сэкономить на оплате льгот федеральных чиновников и вместо мизерных субвенций из госбюджета на исполнение Москвой абстрактных «столичных функций» потребовал у федералов оплаты каждой оказанной городом услуги «живыми» деньгами по рыночным ценам. По данным департамента финансов Москвы, предъявленный счет составит более 10 млрд руб., что втрое больше той суммы, которую Минфин обычно закладывает в бюджет на субвенции столице. Если же сюда добавить 20 млрд руб. недоимок по субвенциям за последние пять лет, которые потребовал вернуть мэр, то Москва с лихвой покроет дефицит своего бюджета.
Проект бюджета Москвы на будущий год стал главным и единственным вопросом на вчерашнем заседании столичного правительства. Глава департамента финансов Юрий Коростелев сообщил, что доходы ожидаются в размере 389,7 млрд руб., а расходы -- 415,9 млрд. Дефицит, который составит 26,2 млрд руб., финансисты предложили погашать за счет займов (19,9 млрд руб.), а также за счет аренды и продажи земельных участков и городского имущества. «Несмотря на экономический рост, бюджет Москвы по сравнению с прошлым годом увеличился незначительно, так как снижение налога на прибыль, отмена налога с продаж и налога на рекламу стоила городскому бюджету более 25 млрд руб.», -- отметил г-н Коростелев.
Услышав эти цифры, Юрий Лужков не упустил случая в очередной раз обрушиться с критикой на федеральные налоговые нововведения. «По Конституции налоговые доходы должны распределяться между субъектом и федерацией в пропорции 50 на 50, в столице же сегодня это соотношение 62 на 38 в пользу федерации и разрыв продолжает увеличиваться», -- гневно констатировал мэр. По его словам, «абсолютно неразумным» и вредным для населения было и решение об отмене налога с продаж, так как социальные товары им не облагались, а вырученные средства шли на социальные нужды. Столь же неразумными, по мнению г-на Лужкова, были и остальные налоговые поблажки, которые федералы щедро сделали населению за счет регионов. «Итого потенциал московского бюджета уменьшился на 27 млрд руб. как минимум! На что это должно повлиять?» -- задал мэр риторический вопрос подчиненным. Пока чиновники терялись в догадках, г-н Лужков вдруг неожиданно сделал заявление от себя лично, а не от имени правительства города: «Государственный долг Москвы я увеличивать не буду. Я хочу оставить после себя город в устойчивом финансовом положении». Мысль чиновников потекла в другом направлении: так как сегодня долг Москвы превышает 100 млрд руб., а в будущем году дорастет до 128 млрд, то в скорую отставку Юрий Лужков, вопреки слухам, похоже, действительно не собирается.
Отметив, что социальная политика по-прежнему является приоритетом городских властей и расходы на нее будут увеличиваться несмотря ни на что, мэр Москвы, наконец, рассказал о своем стратегическом финансовом резерве. «Необходимо пересмотреть политику льгот по аренде городской недвижимости», -- многозначительно заявил он и тут же пояснил, что речь идет не столько об общественных организациях и учреждениях культуры, сколько о льготах, которыми пользуются федеральные органы власти. «Необходимо вывести наши взаимоотношения с федерацией с интимного уровня на официальный, на деловое финансируемое взаимодействие», -- подчеркнул мэр, пояснив, что если раньше город финансировал центральные учреждения, получая взамен субвенции из госбюджета, то теперь речь должна вестись об оплате каждой конкретной услуги. Мэр отметил, что инициатором отказа от таких «интимных» отношений было не правительство Москвы, а глава Минфина Алексей Кудрин. Москва же лишь выдвинула свое условие -- возврат недоимок по заложенным в госбюджет, но так и не полученным Москвой субвенциям за последние несколько лет.
|