На прошлой неделе стало известно, что аукцион по продаже государственного пакета акций «ЛУКОЙЛа» состоится 29 сентября. Представители государства уже заявляют, что это будет крупнейшая сделка в истории приватизации. Первоначальная цена 7,59% акций нефтяной компании составит 1,928 млрд. долл., то есть 29,8 долл. за акцию. Новость об объявлении аукциона вызвала резкий рост стоимости акций «ЛУКОЙЛа». «Если рынок будет выше, чем стартовая цена, то конечная цена будет на уровне рынка плюс небольшая премия от рынка», – полагает и.о. главы Российского фонда федерального имущества Кирилл Томащук.
Еще больше фондовый рынок воодушевился, когда стало известно, что американская ConocoPhillips и фирма Дэвида Геггенхайма Dabir твердо намерены участвовать в аукционе, а ConocoPhillips при этом планирует довести свой пакет акций «ЛУКОЙЛа» до блокирующего – 25%, в том числе скупая акции на открытом рынке. Агентство Reuters сообщило, что американская нефтяная компания заинтересована в том, чтобы получить представительство в совете директоров «ЛУКОЙЛа» и создать с ним совместное предприятие. «Компании будут стараться создать СП в России и Ираке, – заявил источник агентства. – В России это будет на севере и, может быть, в других регионах. Все это позволит Conoco записать на баланс миллиарды баррелей новых резервов. «ЛУКОЙЛу», в свою очередь, интересна американская переработка и сжижение природного газа».
Напомним, что в свободном обращении на бирже находится до 55% акций «ЛУКОЙЛа». То есть стратегический инвестор теоретически может скупить не только блокирующий, но и контрольный пакет акций – правда, его цена в этом случае будет сильно завышена и невыгодна. Что касается цены госпакета акций, выставленного на аукцион, аналитики считают ее оптимальной. «На сегодняшний день акции «ЛУКОЙЛа» мы считаем недооцененными, – сказал «НГ» менеджер аналитического отдела ИФК «Солид» Денис Борисов. – Наш прогноз целевой цены находится в коридоре от 29,61 до 31,36 долл. Таким образом, если окончательная цена продажи составит 29,8, то для потенциального покупателя стоимость акций «ЛУКОЙЛа» будет стремиться к минимальному значению стоимости компании. Государство также выиграет от продажи акций единым лотом, так как выпуск его на свободный рынок привел бы к снижению цен».
При этом двумя участниками аукцион скорее всего не ограничится. «Пик приема заявок на участие в аукционе традиционно придется на последнюю неделю», – считает Кирилл Томащук. По его словам, это вызвано намерением потенциальных покупателей «исключить возможность утечки, а также не платить заранее задаток».
За последний год практически все крупнейшие российские нефтяные компании либо открыто заявляли о предстоящем слиянии с мировыми гигантами, либо такая информация появлялась в СМИ. Правда, далеко не всем удалось вывести такие сделки дальше стадии переговоров. Например, для владельцев ЮКОСа их попытки продать ExxonMobil или ChevronTexaco часть объединенной компании «ЮКОС-Сибнефть» закончились тюрьмой, после чего бывшие владельцы «Сибнефти» вновь заявили свои права на компанию – чтобы уже самостоятельно продать ее иностранным партнерам. А вот «Тюменская нефтяная компания» год назад под патронажем российских властей вполне успешно слилась с британской British Petroleum. Поэтому у «ЛУКОЙЛа», который по степени политической лояльности к российским властям уступает разве что государственным нефтяным компаниям, проблем в ходе слияния с ConocoPhillips возникнуть не должно. «Теперь главное, чтобы до 27 сентября (дата окончания приема заявок на участие в аукционе. – «НГ») не «накрылся» ЮКОС, иначе количество желающих купить пакет «ЛУКОЙЛа» может поубавиться», – заметил аналитик ИК «БрокерКредитСервис» Максим Шеин.
|