Минэкономразвития и Министерство по антимонопольной политике предлагают вычленить из нынешнего МПС инфраструктурную монополию, а остальной бизнес министерства - грузовые и пассажирские перевозки, ремонт подвижного состава - поделить между специализированными компаниями с участием частного капитала. Реформаторы надеются, что завтра аудиторы МПС - Arthur Andersen совместно с McKinsey и компанией "Современные бизнес-технологии" - своим докладом о предварительных результатах проверки помогут провести в жизнь этот план.
Как рассказал "Ведомостям" высокопоставленный сотрудник Минэкономразвития, аудиторы представят свои данные на завтрашнем заседании межведомственной рабочей группы по железнодорожной реформе. "Ожидаются достаточно скандальные результаты, которые смогут серьезно продвинуть рабочую группу в понимании глубины проблемы непрозрачности МПС", - говорит чиновник.
В принципе, правительство поручило аудиторам закончить проверку к 1 июня. Но поскольку уже 1 апреля кабинет собирается рассматривать новый вариант железнодорожной реформы, рабочая группа решила выслушать проверяющих прямо сейчас. Дело в том, что предыдущий вариант железнодорожной реформы, подготовленный министром Николаем Аксененко, был раскритикован Германом Грефом, а затем отклонен премьер-министром именно под тем предлогом, что он не обеспечивает прозрачности отрасли.
Аксененко предлагал создать единое РАО РЖД, куда в полном объеме передавались бы все железнодорожные активы: и инфраструктурная составляющая, и все железнодорожные бизнесы - от грузовых и пассажирских перевозок до ремонтных предприятий. Кроме того, вариант МПС предполагал создание на базе каждой из 17 дорог дочерней компании без права акционирования.
В Минэкономразвития называют такую концепцию "созданием второго "Газпрома" со всеми вытекающими прелестями". В ведомстве Германа Грефа недовольны именно "горизонтальным" прикреплением железнодорожных бизнесов к структуре нынешних 17 дорог. Один из руководителей министерства в беседе с "Ведомостями" так описал свое видение железнодорожной реформы: "Лучше на первом же этапе реформы создать полноценный холдинг, объединяющий несколько акционерных обществ. Инфраструктурное сетевое АО, в которое передаются рельсы и провода, будет стопроцентно государственным с регулируемыми тарифами, и оно может формироваться на основе нынешних 17 железных дорог. А вот железнодорожные бизнесы необходимо "вертикально нарезать", т. е. создать федеральную компанию по грузовым перевозкам, компанию по пассажирским перевозкам, укрупненную вертикальную ремонтную компанию и т. д. Еще до продажи конкретных вагонов на первом же этапе в капиталы этих укрупненных АО можно пускать частных инвесторов".
Эта концепция близка и представителям МАПа. "Если мы хотим оптимизировать финансы отрасли - а есть ощущение, что они в этом крайне нуждаются, - если мы хотим снижать затраты и повышать качественные показатели, то необходимо разделить сферы деятельности железной дороги по "вертикально нарезанным" акционерным обществам, - говорит начальник отдела экономического анализа и методологии МАПа Игорь Ахполов. - То есть мы должны, конечно, заимствовать опыт стран с большой территорией - опыт США и Канады, а не европейский опыт".
Хотя предложения Минэкономразвития и МАПа радикально отличаются от первоначального плана Аксененко, в МПС отказываются признавать наличие непреодолимых противоречий. "Идет работа, рассматривается мировой опыт, позиции сторон сближаются. Все остальное комментировать бессмысленно", - заявил "Ведомостям" начальник департамента реформирования МПС Павел Чичагов.
На самом деле на сближение позиций времени уже почти нет: до 1 апреля остался всего месяц и ведомства Германа Грефа и Ильи Южанова будут просто стараться провести свой вариант реформы, подкрепленный выводами иностранных консультантов. Надо заметить, что независимые эксперты предостерегают против этого.
"В идеальных условиях эффективного государства эта схема [предлагаемая МАПом и Минэкономразвития] была бы прогрессивной, поскольку объективно способствует либерализации отрасли и оптимальному регулированию естественномонопольных секторов, - говорит профессор Высшей школы экономики Вячеслав Моргунов. - Но у нас в стране высокие транзакционные издержки и слабые регулирующие органы. А в этих условиях радикальная реформа затруднительна".
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин считает, что в споре МПС и Минэкономразвития все не правы: "Естественные монополии нужно реформировать осторожно, иначе получится вариант Приморья или Калифорнии. Прежде всего необходимо обеспечить финансовую прозрачность отрасли, что вполне можно сделать в рамках нынешней структуры собственности. Кто знает, может быть, если обрубить воровские схемы, то и реформировать дальше ничего не придется. А если пойти по пути быстрой либерализации, то мы точно столкнемся с проблемой, что РАО РЖД будет направлять все инвестиции в сетевую компанию и мы получим колоссальный инвестиционный голод во всей остальной отрасли".
Возможно, последний серьезный спор на эту тему состоится именно завтра. По сведениям "Ведомостей", в заседании рабочей группы могут принять участие министры Греф, Южанов и Аксененко, а не только их замы, как обычно бывает.
|