Государству принадлежит 75% госмонополии “Транснефть” (100% голосов). В 2003 г. компания транспортировала около 400 млн т нефти, из них на экспорт – 207,5 млн т, в том числе в дальнее зарубежье – 169,5 млн т. Ее выручка по международным стандартам за 2003 г. составила 114,16 млрд руб., чистая прибыль – 30,56 млрд руб.
Как рассказал “Ведомостям” правительственный чиновник, на днях “Транснефть” предупредила профильные министерства, что у ее президента Семена Вайнштока скоро истекает контракт, и попросила созвать внеочередное собрание акционеров для его продления. Чиновники уже назначили на 6 сентября заочное голосование совета директоров, который и примет решение о проведении собрания, сообщил он. Вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев подтвердил, что контракт Вайнштока заканчивается 13 сентября. “Если контракт не будет продлен, у компании могут возникнуть проблемы в управлении”, — говорит Григорьев.
Семен Вайншток пришел в “Транснефть” в 1999 г. из “ЛУКОЙЛа”, где он руководил крупнейшей добывающей “дочкой”, компанией “ЛУКОЙЛ — Западная Сибирь”. За время работы в “Транснефти” он снискал славу жесткого руководителя, который не идет на поводу у нефтяников, но способен на разумные компромиссы.
За все пять лет, что Вайншток руководит монополией, конфликты с ее участием можно было пересчитать по пальцам и самыми громкими неизменно оказывались стычки с “ЛУКОЙЛом”. В 2001 г. “Транснефть” оперативно исполнила решение Рязанского районного суда, запретившего отгружать нефть “ЛУКОЙЛа” на экспорт, по иску мелкого акционера НК Ирины Егоровой. Впоследствии “ЛУКОЙЛ” безуспешно пытался взыскать с “Транснефти” ущерб за остановку. Компании также спорили из-за предоплаты за услуги монополии и продажи “Транснефтью” излишков нефти. А в мае этого года президент “ЛУКОЙЛа” Вагит Алекперов предложил Минэкономразвития объединить “Транснефть” с монополией по транспортировке нефтепродуктов “Транснефтепродуктом”. В монополии тогда связывали это с желанием “ЛУКОЙЛа” сместить Вайнштока.
Однако мало кто верит, что эти конфликты могут стоить Вайнштоку его места. В проекте директивы, направленной Минэкономразвития в Минпромэнерго и другие министерства, предлагается продлить контракт с Вайнштоком еще на три года, рассказал сотрудник министерства. Правда, даже в этом случае какое-то время “Транснефти” придется остаться без президента. “Собрание назначается спустя месяц после совета директоров, а к этому времени срок полномочий Вайнштока истечет, но проблем в управлении компанией не возникнет — он будет исполняющим обязанности”, — уверяет он. Чиновник Минпромэнерго полагает, что его ведомство согласится продлить контракт Вайнштока. В том, что Вайншток останется президентом “Транснефти”, уверен и Григорьев. Окончательно директиву должен одобрить премьер-министр Михаил Фрадков.
Аналитики и нефтяники уверены, что других очевидных кандидатур на пост главы “Транснефти” нет. “Найти замену Вайнштоку будет очень непросто, с его именем связаны надежды на осуществление новых проектов трубопроводов”, — говорит аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. Однако он оговорился, что неожиданность все же возможна, так как Вайншток “не всем угоден из-за своей жесткой позиции”. Аналитик “Атона” Дмитрий Лукашов не видит предпосылок для смены Вайнштока: “Больших недоброжелателей у него, за исключением, пожалуй, руководства “ЛУКОЙЛа”, нет, а сложные отношения с этой компанией вряд ли могут повлечь смену президента “Транснефти”.
Вчера в “ЛУКОЙЛе” от комментариев отказались. Другие нефтяники тоже отказывались официально обсуждать эту тему. Представитель одной из крупных НК сказал лишь, что с приходом Вайнштока в “Транснефть” работа монополии стала эффективнее, сотрудник другой нефтяной компании добавил: “Маловероятно, что Вайнштока сменят, ведь, несмотря на свою жесткую позицию, он умеет находить компромисс и с большинством нефтяных компаний у него хорошие отношения”.
|