Руководство Федеральной антимонопольной службы (ФАС) направило в правительство Москвы официальный запрос - чиновников мэрии и фирмы, участвующие в строительстве Краснопресненского проспекта, который через год должен связать центр Москвы с Новорижским шоссе, подозревают в монопольном сговоре. До 30 августа городские власти должны представить ФАС убедительные доказательства, подтверждающие факт распределения строительных подрядов на сумму более 44 млрд рублей по конкурсам. Ответ мэрии очевиден - поскольку ни одного открытого конкурса на строительство проспекта не проводилось, городские чиновники постараются сделать упор на уникальность объекта и отсутствие достойных претендентов для конкурса, кроме ООО "Организатор", ОАО "Метрогипротранс" и других фирм, получивших подряды. Возбуждение антимонопольного дела грозит не только остановкой строительства тоннеля, но и крупными личными неприятностями для высших чиновников городской администрации.
Инициатива проверки строителей Краснопресненского проспекта на соблюдение антимонопольного законодательства исходила от общественного движения "Комитет защиты москвичей", руководители которого, Сергей Митрохин и Алексей Навальный, направили письмо на имя директора ФАС Игоря Артемьева. В письме они просили возбудить дело "по фактам наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства, допущенных органами исполнительной власти Москвы при принятии нормативных документов, касающихся строительства Краснопресненского проспекта".
В качестве заказчика всех работ по строительству, согласно документам, выступает ООО "Организатор", в качестве подрядчика - СМУ-1 "Метростроя". Бюджетные расходы на строительство трассы составляют сегодня 44,184284 млрд руб. Элитную трассу от МКАДа до проспекта Маршала Жукова уже начали строить, работы ведутся круглосуточно. Однако, в соответствии с федеральным законом (ст.12 п.1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"), а также согласно распоряжениям правительства Москвы № 601-РП от 15.04.2003 и № 1013-РП от 16.06.2003, до начала работ городские власти должны были провести ряд конкурсов. В частности:
- конкурс на концепцию строительства тоннелей под Серебряноборским лесничеством с разработкой предпроектной документации;
- конкурс на концепцию строительства моста через Москву-реку;
- закрытый двухэтапный конкурс на строительство тоннелей под Серебряным бором;
- открытый конкурс на строительство пешеходного моста через Москву-реку в Серебряном бору;
- конкурс подрядчиков на сооружение монтажной камеры для строительства тоннелей Краснопресненского проспекта.
Поскольку, по мнению заявителей, ни один конкурс так и не состоялся, строительство проспекта ведется незаконно.
- Мы были бы рады, если с помощью ФАС удалось бы добиться от мэрии проведения конкурсов по оставшейся части работ, - сообщил "Известиям" Алексей Навальный. - Это было бы большой победой в демонополизации строительного рынка Москвы. То, что подряды на сумму в десятки миллиардов рублей распределяются по личной воле чиновников, - просто уникальный факт.
- Мы направили соответствующий запрос в правительство Москвы 19 августа, - сообщил "Известиям" Михаил Евраев, начальник управления по контролю и надзору в сфере недвижимости и локальных монополий ЖКХ ФАС России. - Мы попросили мэрию подготовить ответ до 30 августа. На основании информации о факте проведения конкурсов или обосновании их отмены мы и будем реагировать - то есть либо возбудим дело, либо нет. С запросом о проведении проверок к нам обратилась только одна организация - "Комитет защиты москвичей". Сейчас наше ведомство проводит несколько проверок по фактам возможного нарушения антимонопольного законодательства в имущественно-земельном комплексе Москвы. Продолжается проверка по выделению Московской нефтяной компании участков под строительство АЗС в городе (наша газета неоднократно писала об этом. - "Известия"), есть и другие вопросы - например, некоторые нормативные документы мэрии, которые я бы сейчас не хотел комментировать. Они касаются выделения земельных участков под строительство в Москве на бесконкурсной основе.
Ответ правительства Москвы ФАС можно спрогнозировать: по поводу начала строительства Краснопресненского проспекта чиновники говорили много и охотно. Во всех постановлениях и распоряжениях мэрии проспект именовался не иначе как "особо уникальный", а подземный участок под Серебряным бором - "экспериментальный". Сами распоряжения, в которых функции заказчика проектов и начальных работ по проспекту возлагались на ООО "Организатор", а генеральным проектировщиком назначалось ОАО "Метрогипротранс", именовались "особыми". По информации общественной рабочей комиссии по вопросу строительства проспекта при префектуре ЗАО, единственное подобие конкурса случилось всего один раз - когда в НИиПИ Генплана свой проект Краснопресненского проспекта представили корпорация "Трансстрой" и ГУП "Мосинжпроект". Этот проект был отдан на экспертизу в ОАО "Метрогипротранс", специалисты которого немедленно его забраковали и предложили себя в качестве проектировщиков трассы. Правительство Москвы на удивление быстро согласилось с таким предложением и подкрепило это соответствующими постановлениями. После этого ни одна посторонняя организация к стройке не допускалась. Очевидно, ввиду уникальности объекта, которую и должна теперь подтвердить мэрия.
Можно лишь предположить, чем обернется для московских властей возможное антимонопольное дело против них. Рекордные сроки прорубания автобана через весь запад Москвы (на все строительство отводится 2 года) многие связывают с коммерческим интересом конкретных городских чиновников к земельным участкам в Красногорском районе Подмосковья. Вернее, к резкому скачку цен на недвижимость в Красногорском районе по завершении строительства трассы. Этот интерес совершенно открыто отражен даже в официальной "Градостроительной концепции формирования новой городской магистрали - Краснопресненский проспект" как "повышение рентабельности и эффективности использования земель в зоне нового проспекта с соответствующим увеличением стоимости земли и арендной платы..."
Если ФАС, к примеру, удастся связать необходимость столь спешного строительства проспекта с активным освоением фирмой "Интеко", принадлежащей супруге столичного мэра, Елене Батуриной, строительных проектов вдоль Новорижского шоссе (именно население Красногорского района получит после завершения прокладки трассы максимально удобный путь в центр города), то лично для Юрия Лужкова антимонопольное дело может обернуться по меньшей мере досрочной отставкой. В неофициальных беседах сотрудники ФАС намекнули корреспонденту "Известий", что одновременно ведутся проверки по нарушениям антимонопольного законодательства фирмой "Интеко" - просто занимается ими не центральный аппарат агентства, а региональные подразделения. "Известия" будут следить за развитием событий.
|