Взлеты и падения «Металлурга»
Во время Великой Отечественной Куйбышев, ныне Самару, называли второй столицей. Сюда из Москвы и других промышленных центров западных районов страны эвакуировали десятки крупных оборонных заводов. После Победы был разработан план по созданию в этом городе крупнейшего центра ВПК. Чтобы замкнуть цикл производства военной техники, а также оружия и боеприпасов для нее в пределах одного мегаполиса, к двум авиационным заводам, выпускавшим самолеты для фронта, стали пристраивать крупные смежные предприятия. Не случайно до конца 1980-х этот миллионный город оставался закрытым для иностранцев.
Когда у страны появилась необходимость создания ракетной техники, прежде всего для доставки ядерного оружия, и только во вторую очередь для покорения космического пространства, в Куйбышеве обосновалось КБ Сергея Королева. На базе одного из двух авиационных заводов города, позже получившего наименование «Прогресс», было развернуто соответствующее производство, которому требовались изделия из алюминиевого проката.
В 1951-м в Куйбышеве начинается строительство металлургического завода, а через четыре года на КМЗ отлит первый слиток. В 1960-м предприятие полностью введено в строй, и вскоре оно становится крупнейшим в Европе производителем алюминиевого проката и изделий из него. Главными потребителями его продукции становятся Куйбышевский авиационный завод и завод «Прогресс», выпускающий и эксплуатирующий ракетно-космические комплексы. Сегодня Самарский государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс», в 1996 году объединивший конструкторское бюро и собственно завод в единое целое, является одним из главных потребителей продукции «Металлурга», как в просторечье называют СМЗ.
Ситуация на предприятии резко изменилась в начале 1990-х. В стране резко упали объемы производства, в том числе и на самарском «Металлурге». Младореформаторы уповали на то, что повсеместное внедрение в стране рыночных отношений в течение короткого времени выведет отечественную экономику из кризиса. Приватизация СМЗ, а затем и реорганизация завода в металлургическую компанию «Самеко» ни к чему хорошему не привели. Новый хозяин предприятия «Инкомметалл» (дочернее предприятие Инкомбанка) оказался дилетантом в вопросах менеджмента. Завод разваливался на глазах. Рабочие забыли о зарплате, стали увольняться высококвалифицированные специалисты. Упала производительность труда. Банкротство «Металлурга» казалось неизбежным.
Контрольный пакет акций «Самеко» у гибнущего «Инкомметалла» выкупает группа «Сибирский алюминий». Весной 1998-го, когда произошло это событие, в Самаре не верили в возможность возрождения «Металлурга». Но менеджеры «Сибала», реструктуризировав СМЗ, стали выводить его из кризиса. Оправдала себя ставка нового собственника на увеличение внутреннего потребления алюминиевого проката СМЗ, которое вскоре составило до 40 процентов всего российского рынка.
В 1999 году резко выросли объемы производства. Еще через год они составили более 200 тысяч тонн проката. Снижались затраты на выпуск продукции. В
2000-м предприятие, наконец, вновь стало рентабельным.
Где обретешь, где потеряешь?
В США и Европе успешно действовали зарубежные представительства СМЗ. Его продукция экспортировалась в 29 стран мира. Предприятие сотрудничало с крупнейшим в Европе производителем гражданских самолетов «Эрбас Индастри», изготавливало листы для фюзеляжей авиалайнеров концерна «Даймлер-Бенц», прессованные панели крыла и крупногабаритные профили для «Бритиш аэроспейс». На заводе производили комплектующие детали для самолетов А-340-600. И конечно же поставляли продукцию для РКЦ «ЦСКБ-Прогресс», куда наконец стали поступать заказы от Министерства обороны, за которые, к сожалению, оно не всегда расплачивалось вовремя. Поэтому ракетостроители порой задерживали выплату долгов металлургам.
Проникновение «Сибала» в Самару проходило при поддержке местных властей. Администрация области видела в холдинге стратегического инвестора. «Сибал» вскоре стал владельцем ряда самарских предприятий, в частности «Авиакора» - самарского авиационного завода и «Гидроавтоматики» - производителя оборудования для заводов ВПК. Представители «Сибала» поговаривали о переносе в Самару штаб-квартиры «Сибирского алюминия». В области гордились этими фактами.
Планы у «Сибала» были грандиозные. Но, как говорится, гладко было на бумаге... Во многом успехи «Сибала», который в то время проводил политику объединения под своим контролем предприятий, добывающих глинозем, перерабатывающих его, производящих продукцию из алюминия, а также потребляющих изделия из него, объяснялись успешным проведением толинговых операций. Они позволяли СМЗ получать относительно дешевое сырье и производить дешевую продукцию, которая выбрасывалась на мировой рынок по демпинговым ценам и делала российскую продукцию из алюминия конкурентоспособной.
Но Правительство РФ ограничило проведение толинговых операций, которые позволяли производителям уходить от уплаты налогов. Рентабельность производства на СМЗ снизилась. Предприятие перешло под управление холдинга «Русский алюминий», а «Сибал» превратился в «Базовый элемент». Совсем плохо идут дела у «Авиакора» - нет серьезных заказов, и его собственник утратил интерес к реанимации этого авиационного завода - некогда крупнейшего потребителя изделий самарских металлургов. У «Гидроавтоматики» уже новый хозяин...
Теперь владельцы СМЗ и БКМПО пытаются поправить дела с помощью американской компании Alcoa, которая пристально интересуется российскими алюминиевыми заводами с конца 1990-х. «Русал» объясняет свою позицию тем, что компания не может нарастить сбыт алюминиевого проката на внешних рынках, мол, прорыв возможен лишь с привлечением западного партнера.
Самарскую область в этом году уже дважды посещали представители Alcoa. Встречались они и с губернатором Константином Титовым.
Партнерство этих двух компаний, считают в правительстве Самарской области, было бы выгодно обеим сторонам. Мощности на продаваемых предприятиях простаивают из-за низкого потребления в стране алюминиевых полуфабрикатов. Если ранее большую часть продукции металлургических заводов потребляли предприятия аэрокосмического и оборонного комплексов, то в настоящее время они находятся в кризисе. Имея мощности на 450.000 тонн в год, СМЗ сегодня выпускает около 190.000 тонн продукции. Alcoa же имеет огромный опыт в реализации алюминиевого проката и продукции из него за рубежом. Для американцев эта сделка может стать плацдармом для выхода на наш рынок.
Как сообщил в беседе с корреспондентами «Красной звезды» министр промышленности, энергетики и технологий правительства Самарской области Николай Свешников, область заинтересована в крупных инвестициях. На встречах с американцами поднимались вопросы о планах Alcoa относительно развития производства на СМЗ, размерах финансовых вливаний в это предприятие и о предполагаемом объеме налоговых платежей в областной бюджет. Американцы уверяют, что после их прихода на завод в качестве собственника они будут содействовать расширению производства, регулярно платить налоги, снизится текучесть кадров, увеличится число рабочих мест. Будет проводиться работа по повышению зарплаты и доли стимулирующих выплат, от которых зависит эффективность работы предприятия.
Американцы признали, что намерены стать собственниками завода, и заключение соответствующего договора вступило в завершающую стадию. Разработана схема, по которой Alcoa намерена получить металлургические активы «Русала». Вместе с СМЗ под контроль Alcoa попадут БКМПО, Красноярский металлургический завод и Дмитровский опытный завод алюминиевой консервной ленты. Alcoa намерена провести прямую покупку этих предприятий, а не создавать совместное предприятие.
Но далеко не все настроены оптимистично по поводу продажи СМЗ американцам.
Какую «музыку»закажут из-за океана?
Председатель Федерации профсоюзов Самарской области, председатель Ассоциации территориальных объединений профорганизаций Приволжского федерального округа Евгений Егоров 8 апреля направил в высокие московские инстанции обращение по поводу возможной продажи пакета акций ОАО «Самарский металлургический завод» иностранной компании. В нем, в частности, заявлено:
«По нашему твердому убеждению, подобные предприятия должны находиться под пристальным вниманием государства и не должны подлежать полной продаже иностранным компаниям. Продажа иностранцам таких предприятий, как СМЗ, чревата самыми негативными последствиями по обеспечению необходимыми материалами наших оборонных отраслей».
На это обращение ответил Департамент промышленности Министерства промышленности и энергетики РФ, куда письмо профсоюзных лидеров переслали из Совета безопасности Российской Федерации:
«Сделка по продаже пакета акций ОАО «Самарский металлургический завод» находится под контролем компетентных федеральных органов исполнительной власти.
Во-первых, так как ОАО «Самарский металлургический завод» занимает доминирующее положение на внутреннем рынке по целому ряду видов продукции из алюминия и его сплавов, в настоящее время Федеральная антимонопольная служба рассматривает соответствие предполагаемой сделки действующему антимонопольному законодательству, после чего будет принято решение о возможности ее согласования. Во-вторых, контроль за проведением сделки осуществляется Федеральной службой по финансовым рынкам.
Что касается вопросов поставки продукции ОАО «Самарский металлургический завод» для нужд авиационно-космической промышленности и других отраслей оборонно-промышленного комплекса, то вопросы поддержания обороноспособности и безопасности России регулируются положениями Федерального закона Российской Федерации «О государственном оборонном заказе», в котором изложены принципы и порядок формирования, размещения и исполнения государственного оборонного заказа, включая работы по мобилизационной подготовке. Положения закона обязательны для исполнения всеми предприятиями и организациями на территории Российской Федерации независимо от форм собственности и состава акционеров.
Считаем, что соблюдение норм действующего законодательства при осуществлении продажи пакета акций иностранной компании позволит обеспечить стабильную работу ОАО «Самарский металлургический завод» и сохранить поставки продукции для нужд оборонного комплекса.
Директор департамента промышленности С.Г. Митин».
Но так ли совершенно наше сегодняшнее законодательство?
- В настоящее время СМЗ выпускает небольшую часть продукции, которая затем идет на обеспечение оборонного заказа, - размышляет тот же Николай Свешников. - Но ведь были времена, когда это предприятие буквально обеспечивало жизнедеятельность многих предприятий «оборонки». В рамках реформирования Вооруженных Сил должно начаться перевооружение Российской армии, что потребует и увеличения производства изделий из алюминиевого проката. Какова будет в этом случае политика иностранного собственника, если он станет владельцем СМЗ? Трудно предугадать... Над этим вопросом должны думать в Москве, а не в Самаре. ВПК - это прерогатива Правительства РФ. Из Москвы к нам поступил вопрос: можно ли разделить на металлургическом заводе производство продукции «гражданского» и оборонного назначения? Это технологически невозможно!
У руководства Самарского металлургического завода исторически сложились особые отношения со многими предприятиями ВПК. Уже говорилось, что металлурги скрепя сердце поставляют свою продукцию РКЦ «ЦСКБ-Прогресс» в долг. И таких примеров немало. А как поведут себя в данном случае американцы? Понятно, что в Россию они идут за прибылью, а не для того, чтобы в ущерб себе содействовать перевооружению Российской армии.
- Куйбышевский металлургический завод, ныне СМЗ, никогда не являлся оборонным предприятием, - заявил нам Юрий Поротькин, исполнительный директор Союза работодателей Самарской области - ответственный секретарь координационного Совета объединения промышленников и предпринимателей Приволжского федерального округа. - В то же время он обеспечивал своей продукцией жизнедеятельность отечественного аэрокосмического комплекса и многих других предприятий, выпускающих технику для Вооруженных Сил. В связи с подготовкой документов по продаже американской корпорации СМЗ хочу сказать следующее: она не должна состояться в том виде, как ее планируют провести американцы. СМЗ в рамках реализации международной космической программы «Морской старт» поставляет украинскому «Южмашу» тысячи тонн алюминиевого проката. В связи с начинающимся возрождением отечественного авиастроения на предприятии осваивают и уже освоили большое количество поковок и штамповок для новых перспективных авиалайнеров Ан-70,
Ан-140, Ту-214, Ту-204, Кр-860, Як-130, МиГ-АТ, Ил-96, Ил-114, Бе-300 и, хочу подчеркнуть, боевых самолетов. Если будет утерян контроль над этим предприятием и его управлением займутся представители американской корпорации, то, как я считаю, это нанесет серьезный ущерб обороноспособности страны.
- Самарский металлургический завод на протяжении многих десятков лет является стратегическим предприятием для нашего государства, - утверждает заместитель председателя Федерации профсоюзов Самарской области Владимир Авдеев. - Он, обладая новейшими технологическими разработками, являлся и является основным в России производителем материалов из алюминиевых сплавов для отечественного самолетостроения, Военно-морского флота, ракетостроения и космических аппаратов. У большинства западных алюминиевых холдингов прокатные мощности сильно недозагружены - тогда какую цель преследует Alcoa, покупая металлургический завод в России? Не полное ли устранение конкурента, производящего относительно дешевую продукцию? Банкротство СМЗ, случись такое, не только отрицательно отразится на отечественной «оборонке», но и обернется социальной катастрофой для Самары, многих других российских городов, где будут уволены тысячи квалифицированных работников.
|