- Если следовать вашей логике, получается, что министр путей сообщения может тратить деньги, заработанные железнодорожниками, по своему усмотрению?
- Если прибыль идет на повышение зарплат, на создание учебных заведений и больниц, на инвестиции и на развитие железных дорог - в этом нет никакого криминала. Это законная, нормальная хозяйственная деятельность
- Когда вы стали адвокатом министра?
- В субботу, 20 октября.
- То есть 19 октября, когда ему предъявили обвинение в первый раз, он действительно ходил в прокуратуру один?
- Конечно. Его вызвали на допрос в качестве свидетеля. Он, естественно, не предполагал, что ему могут предъявить обвинение, и потому пошел в прокуратуру один. Следователь сначала задал Николаю Аксененко ряд вопросов, которые, на взгляд министра, никакого отношения к Уголовному кодексу не имели, после чего предложил ознакомиться с текстом обвинения. Министр отказался его подписывать: во-первых, ему был неясен смысл этого постановления, а во-вторых, он решил не делать этого без адвоката. Ему предложили вызвать дежурного адвоката, но Николай Аксененко предпочел пригласить защитника по своему выбору. Позже, как вы помните, представители следствия заявили, что Аксененко в тот день якобы отказался дать подписку о невыезде. Я не присутствовала при этом, однако показанный нам 23 октября текст подписки вызвал у меня недоумение. Как можно было предлагать не выезжать с места жительства, когда министр официально прописан в Петербурге, а его фактическое место жительства под Москвой в подписке указано не было. Если бы он дал подписку о невыезде, его пребывание в Москве на своем рабочем месте сразу же дало возможность следствию обвинить его в нарушении закона.
- В минувший вторник Николаю Аксененко предъявили новое обвинение. В чем его суть?
- Он обвиняется по ч. 3 ст. 286 УК РФ, то есть в превышении должностных полномочий. Ему вменяется в вину образование централизованных фондов в системе МПС, повышение заработной платы работникам центрального аппарата, увеличение штата и неуплата налогов железными дорогами.
- Министр согласен с этими обвинениями?
- Он согласен с тем, что все вышеперечисленное имело место. Но он не видит в этом состава преступления. Не случайно на вопрос следствия "Ясна ли вам суть обвинения?" - Аксененко сказал: "Нет". И я, юрист, тоже не пойму, где состав преступления. Все его действия были абсолютно законны.
- То есть, на ваш взгляд, Николай Аксененко невиновен?
- С такими обвинениями дело против Аксененко не имеет ни малейшей судебной перспективы. Давайте разберем все пункты. Увеличение численности штатного аппарата? Но результаты работы железных дорог непосредственно зависят от эффективности управления. Именно поэтому правительством РФ неднократно разрешалось создание дополнительных департаментов с условием финансирования их за счет средств железных дорог. Однако следствие полагает, что это само по себе незаконно, поскольку повлекло существенные потери госбюджета. Но на это из бюджета страны не потрачено ни единой копейки. То же самое - с увеличением зарплаты, премиальных и командировочных. Эти выплаты шли исключительно за счет прибыли, приносимой деятельностью железных дорог. Кроме того, это делалось с ведома и одобрения правительства. По-другому и быть не могло: должностной оклад старшего инженера в центральном аппарате МПС - 1500 рублей. Специалист той же категории на железной дороге получает в три раза больше. Как же его заставить перейти работать в министерство? Как привлечь профессионалов? Кроме того, в обвинении есть просто забавные факты: следствие считает преступлением то, что МПС оплатило командировочные расходы первого заместителя министра экономразвития, который ездил в официальную поездку в составе делегации МПС. Или то, что заместители Аксененко летали в командировки за границу первым классом. Но они же летели на переговоры! Статус некоторых деловых встреч этого требует. Что называется - по протоколу положено.
- А кому министр выплатил завышенные премии?
- Следствие усмотрело вину Аксененко в том, что премии выплатили заместителям министра Виктору Семенову и Александру Кондратенко. Но эти люди работали в отрасли с 1955 года. Одному исполнялось 60 лет, другой уходил на пенсию. Неужели это предоссудительно?
- Насколько законно, на ваш взгляд, то, что прибыль железных дорог перечислялась в различные фонды?
- Речь не идет о бюджетных деньгах. И не о том, что это какие-то сомнительные фонды, в которых учредителями являлись никому не известные юридические или физические лица. Речь идет о прибыли, которую получает само министерство, как хозяйствующий субъект, а потом перераспределяет ее в соответствии с постановлением правительства на развитие отрасли. Действительно 17 железных дорог России в зависимости от их финансового благополучия перечисляли от 5 до 37 процентов прибыли в шесть различных фондов. В этом нет криминала.
- Что это за фонды?
- Их всего шесть - Фонд поддержки учебных заведений МПС России, Фонд поддержки учреждений здравоохранения МПС, Фонд инвестиционных проектов общеотраслевого назначения, Фонд по поддержке и реализации реформ МПС, Фонд на рекламные расходы и финансовый резерв. Они создавались, начиная с 1992 года, то есть задолго до того, как Николай Аксененко стал министром. А те фонды, которые появились при нем, создавались не им лично. Соответствующие решения принимались на расширенной коллегии министерства. Эти фонды образовывались за счет прибыли железных дорог РФ неслучайно. Следствие не учитывает необходимости выделения средств на подготовку специалистов отрасли, финансирование учреждений здравоохранения. Между тем средства из бюджета на всю социальную сферу отрасли составляют всего 30% от общей сметы. Хорошо бы также спросить, не из воздуха ли возникают инвестиционные проекты общеотраслевого назначения, или их разработка все же должна быть оплачена - ведь в отрасли идет структурная реформа. Но самое интересное то, что Генеральная прокуратура пыталась признать в судебном порядке создание этих фондов незаконным. Однако Мещанский суд отказал даже в принятии заявлений.
- Если следовать вашей логике, получается, что министр путей сообщения может тратить деньги, заработанные железнодорожниками, по своему усмотрению?
- Если прибыль идет на повышение зарплат, на создание учебных заведений и больниц, на инвестиции и на развитие железных дорог - в этом нет никакого криминала. Это законная, нормальная хозяйственная деятельность.
- Как вы прокомментируете обвинение в неуплате налогов?
- Министра не обвиняют в уклонении от уплаты налогов или в сокрытии доходов. Каждая из 17 железных дорог, являющихся по сути самостоятельными юридическими лицами, по тем или иным причинам, недоплатила налоги. Вопрос о налоговых недоимках обычно решается в суде: налоговая инспекция подает иск в арбитраж, и суд принимает соответствующее решение. Кроме того, никто не считал, сколько само государство должно железным дорогам. Не исключено, что эта сумма окажется больше, чем налоговые долги МПС. Общая сумма недоимок, по мнению прокуратуры, составила около 11 млрд рублей. Но уж если следствие занимается анализом хозяйственной деятельности, то можно было бы для начала посчитать потери железнодорожного транспорта от унификации тарифов на грузовые перевозки. А они составляют более 22 млрд рублей в год.
- Если все действительно обстоит так, как вы говорите, получается, что дело против Аксененко абсолютно надумано. Однако трудно поверить, что Генпрокуратура решилась предъявить обвинение столь высокопоставленному чиновнику без достаточных оснований.
- Я не хочу никого обвинять, или тем более предполагать какой-то политический заказ. Министр в ответе за все, на то он и министр. Но ст. 286, по которой предъявлено обвинение, требует, чтобы министр совершал действия, явно выходящие за пределы его полномочий. Перечисленное выше именно в его полномочия и входит - думать, как оплачивать труд работников, как поддерживать учебные заведения и поликлиники МПС, как развивать отрасль, для чего и требуются инвестиционные проекты. Следствие просто искусственно криминализирует обычную деятельность министра, управляющего огромной отраслью. В этом деле действительно есть несколько довольно странных моментов. Постановление о возбуждении уголовного дела в отношении Аксененко было вынесено 9 октября 2001 года. После этого следователи произвели всего две выемки документов в МПС - 17 и 18 октября. Изымались указы президента, постановления правительства, касающиеся МПС, и прочий официоз. А уже 19 октября Аксененко попытались предъявить первое обвинение. Все это слишком скоропалительно произошло.
- Когда Аксененко предъявили второе обвинение, с него все-таки взяли подписку о невыезде?
- Взяли. Это подписка о невыезде за пределы России. В случае выезда за границу он должен уведомлять следователя.
- Такие поездки есть в ближайших планах министра?
- Есть. И я думаю, что следствие не будет ломать его рабочий график.
|