Недавнее назначение старшего сына российского премьер-министра заместителем генерального директора ОАО "Дальневосточное морское пароходство" (ДВМП) наделало много шума. Самые наивные задавали риторический вопрос: как может человек в столь юном возрасте (26 лет), имеющий за плечами минимальный производственный опыт (причем отнюдь не в транспортной отрасли, поскольку работал во "Внешэкономбанке"), войти в число высших руководителей одной из крупнейших в стране морских компаний?
Более искушенные напоминали, что буквально за несколько дней до назначения сына Фрадков-отец впервые за время своего премьерства публично занялся проблемами судоходства и даже провел в Архангельске выездное заседание морской коллегии. А самые сведущие поясняли, что Фрадков-младший еще работая во "Внешэкономбанке" приглянулся генеральному директору ДВМП Евгению Амбросову и фактическому владелецу пароходства Сергею Генералову. И они специально под сына премьера создали у себя новую должность - заместитель гендиректора по новым проектам.
А основным перспективным проектом ДВМП сейчас является создание совместного с Российскими железными дорогами предприятия "Русская тройка", задача которого - привлечь максимальное количество контейнерных грузов на российский транспортный коридор Запад - Восток.
Сын премьера понадобился Амбросову и Генералову еще и потому, что в последнее время у руководства компании возникли серьезные трения с краевыми властями. В середине июля пароходство перешло на налоговый учет в Межрегиональную инспекцию Министерства по налогам и сборам РФ N6 в Москве, завершив многомесячную кампанию по перераспределению финансовых потоков ДВМП. Дело в том, что примерно четыре месяца назад губернатор Приморья Сергей Дарькин распорядился "как следует поработать с крупными транспортными компаниями края, которые используют схемы минимизации налогов". Действительно, в 2003 году выручка ДВМП превысила 10 млрд. рублей. Однако официально в бухгалтерском балансе пароходства стоит более скромная сумма - 5,512 млрд. рублей. Такое расхождение в цифрах связано с тем, что в своей деятельности ДВМП активно использует большое количество аффилированных и агентских компаний, на счетах которых и остается львиная доля выручки.
Между тем, пароходство - третья по величине судоходная компания в России, владелица более 70 судов, включая контейнеровозы, рефрижераторы и ледоколы. Более 60 % акций ДВМП принадлежит кипрской фирме SVG Holding Ltd, чьи интересы в России представляет группа "Промышленные инвесторы", которой владеет бывший министр топлива и энергетики, а также бывший депутат Госдумы Сергей Генералов.
Герой нашего времени
В 1998 году, когда Михаил Ходорковский еще не рассорился с Кремлем, молодой финансист из «Менатепа» Сергей Генералов, используя связи шефа, стал Министром топлива и энергетики, чтобы лоббировать для ЮКОСа отсрочку налоговых платежей в бюджет. А его кипрский офшор, тем временем, креп , пока не соблазнился красноярским углем. Крупнейшее в стране АО «Красуголь» было куплено за 30 млн. долл. Правительство спустило его за бесценок дабы получить 100 млн. долл. первого «угольного» транша Всемирного банка, предназначенного для реформы отрасли. Генералов тут же был представлен губернатором Лебедем публике как депутат Госдумы от Красноярского края, но очень скоро «кинул» губернатора, заявив, что слишком маломощен для выполнения инвестиционных условий по «Красуглю», и продал его акции, правда уже не за 30 млн. долл, а в четыре раза дороже. Вот такие «Промышленные инвесторы!»
В бытность свою в Госдуме Генералов, не взирая на закон «О статусе депутата», то покупал ликероводочный завод, то нащупывал страховой бизнес. Но тогда это мало кого волновало. Сращение бизнеса с министерской и законодательной властью как способ формирования буржуазии устраивало Ельцина. И бывший министр стал зампредом Комитета по экономической политике. А потом к этой должности прибавил пост председателя Комиссии по защите прав инвесторов, поскольку юридически считался киприотом, вложившим деньги в России. Но Генералов не только "защищал", но и нападал, используя простенькие схемы рассылки ультимативных требований в преуспевающие АО с притязаниями на блокирующий пакет акций. Казалось бы, зачем ему ДВМП, якобы, бесприбыльно трудившееся десять лет после приватизации? Может выходец из ДВМП, министр транспорта Франк решил подзаработать на комиссионных ?
Как провожают пароходы
Так или иначе, русский киприот раскошелился на 56 млн. долл. и купил 60 % акций ДВМП. Но когда узнал, что у компании свыше 100 млн. долл. долговых обязательств, потребовал у Франка 1,5 млн. долл. комиссионных обратно. Но ведь такую компанию не перепродашь как «Красуголь». Дальнейшие события показали, как и на чем строилась взаимная «любовь» частного и казенного капитала. Не оставляя идеи перепродажи, т.е. чистой спекуляции, и используя чинов Минтранса как представителей государства ( а в совет директоров ДВМП были включены руководитель департамента Минтранса Жиглицкий, замруководителя Филиппов, советник министра имущественных отношений Махов, да и сам шеф Росморфлота Рукша не погнушался управлением 19 % казенных акций пароходства), Генералов устремил взор на соседей и смежников. Он прикупил пакет акций судоремонтного завода, принудил к сдаче топливную компанию, ввязался в изнурительную борьбу за «Трансбункер», захватил «Совбункер», владевший половиной акций «Буминфлота» с активами более 70 млн. долл.
Он сбивал привлекательность ДВМП как масло в маслобойке. Правда, с «Совбункером» дело застопорилось - конкурирующая команда никак не хотела расставаться со своими акциями. Кроме того, 14% акций были государственные, и продать их управиляющие из Минтранса не могли. Единственное, чем они могли помочь Генералову, это консолидацией с ним своих голосов на собраниях акционеров. И все-таки «Совбункер» устоял. Тогда Генералов переключился на успешные Северное и Сахалинское пароходства, при этом без проблем проглотив Камчатское.
Команда Генералова не устает повторять, что ДВМП третья по величине судоходная компания в России. Но можно ли считать ее российской, если государственных акций в ней 19 %, а остальные -кипрские или транснациональных корпораций? В компании почти 80 судов различного назначения, но их средний возраст 20 лет. И все они десять лет кормили только свои экипажи и 800 чиновников владивостокского аппарата. Причем, никто не задавался вопросом: почему за год они зарабатывают только на прокорм? Тогдашнее руководство компании ссылалось на высокий уровень налога на зарплату моряков под российским флагом, на обложение НДС авансом и, отсюда, низкую конкурентоспособность. При этом акционерам за 10 лет дивиденды не выплачивали ни разу. Но Генералов подключился к эксплуатации ДВМП как собиратель, а не тех транжира . Образ собирателя хорошо работал на конечную цель перепродажи компании с хорошим наваром.
Однако ДВМП до сих пор остается бесприбыльным. Это логично: скупить принадлежащие государству 19 % акций можно гораздо дешевле, если предприятие затратное. Тем более, что министр экономического развития и торговли Греф на днях уже пообещал распродать мелкие и неприбыльные госактивы по бросовой цене. На ту же идею работает гендиректор параходства Амбросов, когда с негодованием жалуется на то, что «стоимость обработки флота под российским флагом в наших портах как по размеру портовых сборов, так и стивидорных услуг, точно такая же, как и для иностранных судов.» При этом он с гордостью хвалится изобретательностью Генералова: «На направлении Австралия - США пароходство перешло от жесткой конкуренции к тесному сотрудничеству со своими бывшими конкурентами. Придя к выводу о том, что это направление переполнено тоннажем где- то на 40 %, мы договорились о пропорции, на которую каждая компания уменьшит свой тоннаж во избежание «ненужной конкуренции». Объединив свой сервис и флот с конкурентами, мы работаем по единому расписанию, предварительно согласовав долю каждой из компаний в грузопотоке». Выходит, российские компании поглотили, чтоб их ресурсом пользовались иностранцы? Зато в результате возник образ транснациональной компании. Только причем тут российский флаг, которым так кичится Генералов, и требование Минтранса, Госдумы и президента отменить налоги и сборы во имя флага?
Бюрократический капитал в действии
Деньги, понятно, не пахнут. Происхождением их в России интересуются "точечно", по прямому указанию сверху. Зато экспертная группа польского финансового еженедельника «Впрост» поставила Генералова в один ряд с Невзлиным и Лебедевым в той десятке, где личный капитал колеблется от 0,5 до 1 млдр. долл.
Отвлечемся от неразрешимого вопроса: почему контейнеровозы и сухогрузы ледового класса, балкеры для перевозки угля, рефрижераторные суда, лесовозы и пассажирский флот вкалывали задарма. Оставим без внимания рассчитанную на простаков ссылку на непрофильные активы (кирпичный завод, Дворец моряков, склады, гостиницы), которые де поглощали прибыль . Равно как и заявление, что при Франке договоры с немецкими и корейскими партнерами были с минусовым эффектом в 3500 долл. в сутки ( им что, доплачивали за перевозку их же грузов?). У Генералова же прибыль показывается более 6 тыс. долл. в сутки на судно. Чудны дела твои, Господи! А ведь как только ДВМП потянет, скажем, на 500 млн. долл. да без долговых обязательств, кто же не купит ее втридорога?
Между тем, министр Франк заразил Москву идей контейнерных перевозок. Пока по ним ДВМП на 36 месте в мире: суммарный объем морских контейнерных перевозок 78 млн. контейнеров. У крупнейшей компании из Дании («Маерск Сеаланд») около 142 контейнеровозов вместимостью 540 тыс. контейнеров; у ДВМП 22 контейнеровоза- пенсионера, вмещающих 30 тыс. единиц. Но оно рвется в бой, хотя само же связало себе руки, поделив с американцами рынок. Пусть другие сперва строят контейнеровозы и контейнеры, и только потом торгуются о разделе рынка. Мы вон заказали в в Китае и Польше 5 новых контейнеровозов, и сам черт нам не брат! Одно плохо - совместное с ОАО «Российские железные дороги» предприятие для перевалки контейнеров с востока на запад под большим вопросом без бюджетных вливаний правительства.
Джокер в рукаве
В дело пошли политические козыри . Президент сказал, что не плохо бы заняться контейнерными перевозками из КНДР в Европу, тем более что в перспективе (если КНДР помирится с Южной Кореей) рынок станет и того больше. Пока Север и Юг Кореи в прежнем статусе, ДВМП обслуживает только Юг, ведя разговор о переключении на Транссиб части грузов из Китая и Вьетнама, доставляемых в Европу через Суэцкий канал. Разумеется, придется снижать стоимость фрахта. Таков рынок.
Бывший министр Франк (теперь помощник премьера), уповая на возврат комиссионных за ДВМП, всячески приукрашивает ее состояние, образ и цели. Гендиректор Амбросов хитрит, называя цифру 200 тыс. контейнеров, перегруженных во всех дальневосточных портах России вместе взятых и сравнивая ее с 600 тыс., обработанных в Петербурге.
Но с какой стороны не кинь, все равно нет выгоды - одна бессмыслица. Для начала правительству понадобиться оплатить кредитную задолженность ДВМП, поскольку компания в одночасье может уйти за долги (в несколько сот млн. долл). Если прибавить к этому обязательства поручительства, поделенность тихоокеанского рынка, трудности получения новых кредитов, то перспектива продажи компании становится совсем туманной. Но ход был найден: Генералов призвал в качестве "крыши" сына премьера ( благо сам давно дружен с отцом). Петру Фрадкову предназначена роль "зонта", блокатора кредиторов, требующих вернуть долги. Ну а если удастся сохранить компанию на плаву, она вполне может перейти в руки Фрадкова-младшего.
Понятно, что теперь Фрадков-старший будет биться за контейнерные перевозки, хотя их рынок ограничен, политически сложен, да и воообще, по большому счету, овчинка не стоит выделки . Но привлекательность ДВМП надо повышать. Значит, Россия должна вложить в дело Генералова-Фрадкова миллиарды долл. безо всякой надежды на коммерческую отдачу. Психология бюрократического бизнеса, начинавшего с торговли НТТМ и увенчавшегося захватом пароходных, нефтяных и прочих компаний при попустительстве и подкупе чиновничества, не меняется.
Задача Петра Фрадкова на первом этапе через «Внешторгбанк» поквитаться с западными кредиторами (пять банков) или реструктурировать долг - это как получится. Гарантия - бюджетные деньги. Потом довести бюджетные транши до счетов ДВМП или напрямую заплатить по долгам. А куда деваться? 19 % российских госакций в кипрской SVG Holding Ltd обязывают. Правда, на самом деле все это можно было сделать и без Фрадкова-сына. Но , скорее всего, отец с Генераловым просто условились о покупке этих самых 19 % казенных акций за мизерную плату. И роль Петра Фрадкова в том, чтоб подставить руки и принять государственный пакет акций ДВМП в свою собственность. Во Владивостоке считают, что бюджетные вливания в совместную с Генераловым собственность - плата за дружественную для будущих миллиардеров "крышу".
А в народе ходят слухи, будто премьер всю ситуацию оценивает как "отступное" президента Путина перед неминуемой заменой главы кабинета.
|