Вчера Грузия вывела конфликт в Южной Осетии на новый уровень, заявив, что российские миротворцы впервые открыто поддержали осетин. В профессиональной военной поддержке сепаратистов официальный Тбилиси в свое время обвинял Россию в Абхазии. Впрочем, в начале 90-х годов основания для таких обвинений были. Однако сейчас другие времена. Несмотря на эскалацию насилия в Южной Осетии, вчера появились и первые реальные надежды на мирное решение проблемы: Россия и Грузия договорились -- пока на словах -- превратить непризнанную республику на грузинской территории в демилитаризованную зону.
Однако пока стороны продолжают обмениваться взаимными обвинениями. На специальном брифинге заместитель министра госбезопасности Георгий Угулава заявил, что в ночь на 11 августа со стороны осетинских населенных пунктов Сарабуки и Кахати обстрелу подверглись грузинские посты и села. «Была предпринята попытка массированного наступления на объездную дорогу, связывающую грузинские села в зоне конфликта, после чего был осуществлен обстрел села Тамарашени, в результате которого была ранена местная жительница Инна Чибирова», -- сообщил заместитель министра. При этом, по его словам, «российский миротворческий контингент, который должен был сохранять нейтралитет, вместо этого участвовал в конфликте».
По данным МГБ Грузии, «с поста российских миротворцев велась стрельба в направлении села Тамарашени из гаубиц». Кроме этого, «БМП с российскими номерами и эмблемой миротворческих сил участвовал в боевых действиях, обстреливая грузинские села», -- заявил г-н Угулава. По его словам, российские миротворцы всю ночь снабжали осетинскую сторону информацией о передвижениях грузинского миротворческого контингента.
В интервью «Времени новостей» начальник штаба Смешанных сил по поддержанию мира подполковник Владимир Наместников назвал эти обвинения клеветой. Столь же категоричен был начальник Генштаба Вооруженных сил России генерал-полковник Юрий Балуевский: «Заявление грузинской стороны о том, что в обстрелах, в том числе с использованием гаубиц, минувшей ночью принимали участие российские миротворцы, не соответствует действительности. Ни российские, ни грузинские, ни осетинские миротворцы гаубиц не имеют. У них на вооружении находится только легкое стрелковое оружие».
Однако официальный Тбилиси упорно придерживается своей версии. «Мы настаиваем на соблюдении российскими миротворцами своего мандата, -- заявил «Времени новостей» председатель парламентского комитета по обороне и национальной безопасности Георгий Таргамадзе. -- Сегодня стала очевидна поддержка российскими военными осетинских сепаратистов. В вооруженных силах Южной Осетии есть военные советники из России. В целом российская военная машина вырабатывает оптимальные рекомендации для Южной Осетии. Осетины сами должны понять, что это в итоге и не в их интересах. Чем мы отвечаем? Мы вернули в среду из Северной Осетии в Грузию, в поселок Митарби, четыре осетинские семьи, которые были вынуждены покинуть родину 14 лет назад во время вооруженного конфликта. Это только первая партия. Уже известно, что заинтересованы в возвращении еще 20 семей. Процесс продолжится, мы создадим для них все необходимые условия. Вот такая у нас политика в ответ на провокации».
В Цхинвали в миролюбие грузин не верят. Там говорят, что именно обстрелы в ночь на 11 августа дают основания для сомнений. Официальный представитель администрации президента Южной Осетии Алан Элбакиев рассказал «Времени новостей», что всю ночь непризнанную республику обстреливали из минометов. В Сарабуки разрушено 70% домов, в Дмениси -- 11%. «Ранения различной степени тяжести получили две женщины и три милиционера, -- говорит Алан Элбакиев. -- Нам и не надо официально вводить режим ЧП, это и так налицо. Электроэнергии в Цхинвали нет, видимо, что-то подорвали. Если сохранятся такие тенденции, то можно будет говорить о повторении блокады, которую мы пережили в начале девяностых, во время вооруженного конфликта».
Жители Цхинвали действительно просидели без электричества почти полдня -- при ночном обстреле были повреждены четыре опоры высоковольтной линии.
Повреждения были исправлены только к вечеру. Отключение от электричества вызвало и прекращение водоснабжения. Впрочем, жителям Южной Осетии к таким испытаниям не привыкать. Многие местные учреждения при необходимости переходят на автономное энергоснабжение, люди делают запасы воды.
«В зоне конфликта Грузия содержит до тысячи военных сверх положенного штата в пятьсот миротворцев, -- заявил «Времени новостей» министр внутренних дел Южной Осетии Робет Гулиев. -- Среди них много прибывших из Западной Грузии и кистинцев из Панкисского ущелья. По нашим данным, именно эти люди провоцируют, начинают обстрелы. Если продолжатся крупномасштабные провокации, то я не исключаю эскалацию конфликта».
Тем временем грузинские телеканалы не сдают позиций в информационной войне и показывают «свою» раненую. По иронии судьбы это пожилая осетинка из села Тамарашени. Инна Чибирова с больничной койки рассказывает, что «стреляли со стороны Цхинвали». Кроме Тамарашени, по данным грузинской стороны, обстреливались также села Эредви и Хеити. Ранены двое полицейских. Уполномоченный президента Грузии Михаил Карели заявил журналистам после этих обстрелов, что президент Южной Осетии Эдуард Кокойты «является международным преступником», пребывание которого на свободе создает опасность как для грузин, так и для осетин.
Очевидно, что без оперативного разведения сторон и начала процесса демилитаризации ситуация может окончательно выйти из-под контроля. В среду в Москве по итогам визита министр обороны Грузии Георгий Барамидзе заявил, что «достигнуто абсолютное взаимопонимание в вопросе полной демилитаризации зоны конфликта и всего региона». По его словам, «и Грузия, и сепаратисты должны вывести все свои воинские формирования, которые были введены в регион в нарушение соответствующих соглашений». Министр высказался за синхронность вывода грузинских и осетинских формирований. Кроме того, по его словам, в Тбилиси считают необходимым расширение зоны ответственности миротворцев в глубь Южной Осетии. Речь идет о Джавском районе, где, как считает грузинская сторона, концентрируются наемники и тяжелая техника Южной Осетии. В ответ начальник российского Генерального штаба Юрий Балуевский подчеркнул, что действия миротворцев в других зонах возможны по решению Смешанной контрольной комиссии.
Разрешению напряженности вокруг Южной Осетии, наверное, могла бы способствовать встреча лидеров России и Грузии. Однако информированные источники в Москве опровергли сообщения о предстоящей в ближайшие месяцы поездке в Тбилиси российского президента. "В графике Владимира Путина поездка в Грузию на осень текущего года не значилась и не значится", -- заявил Интерфаксу источник в Кремле
|