Несмотря на пиковые цены на нефть, “Транснефть” столкнулась с проблемой загрузки своих трубопроводов. Нефтяные компании не сумели вовремя перестроить свои планы под новую очередь Балтийской трубопроводной системы (БТС), и часть ее мощностей оказалась невостребованной. Эксперты считают, что всему виной несогласованные действия чиновников.
Государству принадлежит 75% “Транснефти” (100% голосов). В 2003 г. компания транспортировала около 400 млн т нефти, из них на экспорт – 207,5 млн т, в том числе в дальнее зарубежье – 169,5 млн т. Ее выручка по международным стандартам за 2003 г. составила 114,16 млрд руб., чистая прибыль – 30,56 млрд руб.
Нехватка экспортных мощностей — одна из основных проблем российской нефтяной отрасли. Добыча нефти в России в 2003 г. составила 421 млн т, а в 2004 г. планируется на уровне 450 млн т. В начале этого года президент “Транснефти” Семен Вайншток оценивал нехватку экспортных мощностей у его компании в 40 млн т.
Поэтому “Транснефть” старается расширить свои нефтепроводы. Главный проект компании — Балтийская трубопроводная система (БТС) предназначена для поставок нефти с месторождений Западной Сибири и Тимано-Печорской провинции, ее первая очередь мощностью 12 млн т нефти в год была введена в 2001 г. “Транснефть” постоянно расширяет эту трубу, и в начале августа мощности БТС возросли на 5,5 млн т — до 47,5 млн т.
Но тут “Транснефть” с удивлением обнаружила, что новая труба недозагружена. “В августе по первоначальному графику БТС была недозагружена на 300 000 т, а в сентябре — уже на 500 000 т, — рассказывает вице-президент монополии Сергей Григорьев. — При таких высоких ценах на нефть и постоянных жалобах нефтяников на дефицит мощностей это по меньшей мере странно”.
Правда, уже в минувший понедельник чиновники исправили ситуацию. Представитель ЦДУ ТЭК рассказал “Ведомостям”, что в этот день министр промышленности и энергетики Виктор Христенко подписал дополнение к экспортному графику нефти на III квартал, “в котором по этому направлению расписаны дополнительные 900 000 т”.
“Транснефть”, по словам Сергея Григорьева, готова исполнить скорректированный график, несмотря на задержку в принятии документов. Но, как выяснилось, этого не могут сделать нефтяники. “От 100 000 т дополнительного объема уже отказался "ЛУКОЙЛ", от такого же объема — "Татнефть", — утверждает вице-президент "Транснефти". — У них просто нет этой нефти”. В “ЛУКОЙЛе” от комментариев отказались, а с “Татнефтью” связаться не удалось.
Менеджер крупной нефтяной компании считает, что в сложившейся ситуации виновата сама “Транснефть”. “Она объявила о появлении дополнительных экспортных возможностей в этом направлении тогда, когда августовский график был уже сверстан, ресурсы компаний распределены и почти все танкерные партии проданы, — поясняет нефтяник. — Никто на эти дополнительные объемы не рассчитывал”. Но Сергей Григорьев утверждает, что его компания предупредила чиновников о расширении БТС еще при составлении графика на III квартал, который используется для определения месячных квот. В Минпромэнерго от комментариев отказались.
Аналитики считают, что вся проблема в нерасторопности чиновников. “После административной реформы утверждение графиков долго было в подвешенном состоянии, и график на III квартал составлялся в спешке”, — напоминает аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. С ним согласен Дмитрий Лукашов из “Атона”: “Кроме нерасторопности чиновников, я проблем не вижу, а нефтяники не могут оперативно перекраивать свои планы”. Нестеров добавляет, что были нестыковки и в данных самой “Транснефти”: “Они обещали расширить трубу на 4 млн т, но в итоге увеличили ее мощность на 5,5 млн т”. Он заметил, что нефтяники часто не исполняют экспортные графики. По его информации, за семь месяцев 2004 г. график экспорта нефти не был выполнен на 4, 7 млн. тонн.
|