Как и в любой другой российской естественной монополии, от кровеносной системы российского МПС давно и успешно питается разветвленная сеть зарубежных компаний. Одно из "семейств", паразитирующих на МПС (далеко не единственное, но самое "упитанное"), - германо-швейцарско-люксембургский "Трансрейл". Можно ли возложить персональную вину за формирование этого "зазеркалья" на нынешнего министра? Вряд ли. Первые переводы в адрес "Трансрейла" датируются 1989 годом, т.е. были сделаны еще в "коммунистическом вчера", задолго до назначения Николая Емельяновича не только министром, но и начальником дороги. Рожденная еще при СССР система крепчала и росла вне зависимости как от существующего в России строя, так и от экономического состояния питающего ее организма - российских железных дорог. Самые осторожные расчеты показывают, что по этой схеме из страны (сначала из СССР, затем из России) ежегодно вывозится от 2 млрд. долларов в год. Это в сотни раз превышает всю сумму обвинений, вменяемых Аксененко сегодня.
Персональные обвинения в адрес любого руководителя МПС странны еще и потому, что в регулировании "зазеркальной" части системы принимают непосредственное участие (как минимум) двадцать иностранных персонажей. Например, Вернер Альберт (Франкфурт), его сын Михаэль Альберт ("Transrail GmbH Internationale Transporte" и др.), Хайнц Харландер ("Transrail AG"), Инго Зайверт ( "Transinvest Holding AG"), Арнольд Вебер ("М&М Militzer &. Munch International Holding A.G"), Бернанд Виггерс ("Transinvest Holding AG"), Войжич Папроски ("М&М Militzer & Munch International Holding AG"), Марко Хентунен ("OY SCAN Transrail (STR) Ltd") и др. Если и допустить абсолютно невероятное, что министр Аксененко играет в этой системе одну из заглавных ролей, то непонятно, как можно возложить всю ответственность на одно лицо, не доказав персональную вину каждого из возможных подельников? Следовательно, все происходящее в МПС, похоже, имеет к экономическому регулированию весьма отдаленное отношение.
А что же с мелькающими в газетах версиями обвинений - образование централизованных фондов в системе МПС, увеличение штатов, неуплата налогов и др.? Я бы перефразировал булгаковского профессора Преображенского: "никогда не читайте натощак состав обвинений". Во-первых, проникновение такого рода сведений в печать в первоначальный период следствия в стране, признающей презумпцию невиновности, выглядит, по меньшей мере, странно. Во-вторых, как учит наша печальная правовая практика (вспомним Анатолия Быкова, Владимира Гусинского и других), первоначально предъявленные обвинения меняются или отменяются с удивительной быстротой ровно до тех пор, пока поверженный Уголовно-процессуальным кодексом обвиняемый не бросит бизнес на родине. Поэтому обсуждать сегодня обвинения Аксененко просто наивно.
Прелесть экономического анализа в том, что он позволяет выявить побудительные мотивы любых внеэкономических методов регулирования, а то, что происходит с Аксененко, - из этой категории. Как же ошибки системы "МПС-зазеркалье" повлияли на произошедшее с Николаем Емельяновичем?
Напомню, что в мире (не в России!) считается, что самый верный способ нажить неприятности - это поучаствовать в подозрительных финансовых операциях. За последнее время "Система МПС" поучаствовала, как минимум, в двух достаточно шумных. Первый - в операциях по откупу российской внешней задолженности. Скажем, в получившей огласку сделке с участием кипрской "Felirio Trading Co Ltd". Напомним, что 31 марта 2000 года Минфином России был подписан договор об уступке требований по долгу МПС в сумме 7,7 млн. DM. Взамен "киприоты" передали Минфину ценные бумаги Внешэкономбанка со сроком погашения в 2002 году. В расчетах задействовали счета "Business Mediteranien Bank" (Науру). Знаете, в чем ценность информации о такого рода сделках? Да в том, что она доказывает степень всесторонней информированности российского правительства в существовании "зазеркальной сети" МПС и ее финансовых возможностях! Следовательно, родное государство было более чем информировано о существовании "зазеркалья" и до поры до времени не находило в этих конспиративных методах ничего плохого. Похоже, что финансовые операции этого класса являются в России не источником неприятностей, как в остальном мире, а способом защиты бизнеса. Те россияне, кто скупает через офшоры часть внешней российской задолженности, как учит опыт МПС, избавляют себя от многих неприятностей!
Представляется, что главной причиной всех неприятностей могла стать исключительная "закрытость" бизнеса системы МПС для всех остальных нарастивших аппетиты российских бизнесменов. И вот почему. Если посмотреть на состав участников российского рынка железнодорожных перевозок более-менее профессионально, то выяснится, что большинство главных операторов МПС в той или иной степени аффилированы друг к другу и к самой системе железнодорожного экономического зазеркалья. Например, "Иристон сервис", крупнейший экспедитор МПС, контролирует до 30 проц. ж/д перевозок, недавно переименован в ООО "Мультимодальная транспортная корпорация "Юнитранс".
Если мы начнем выяснять адреса близких к этому ООО компаний, то найдем Германию и Швейцарию. И обязательно встретим имя уже знакомого Вернера Альберта. Он, кстати, зарегистрирован в Германии как единственный менеджер компаний ("Apparel GmbH, transport Agentur" Flinschstrasse 67, Frankfurt). Российская часть "Аппарелей" на отечественном рынке железнодорожных перевозок не менее известна, чем "Юнитранс". Компания "Антей" (один из крупных экспедиторов российской железной дороги, акциями владеет кипрская "Сандрей Трейдинг"), возможно, имеет отношение к прежнему руководителю центра фирменного транспортного обслуживания МПС г-ну Анненкову. Свои интересы есть у МПС и в компании "Евросиб", имеющей в собственности несколько тысяч цистерн.
Если это все суммировать, то выяснится, что, по самым робким оценкам, дружественные к "Системе МПС" фирмы контролировали свыше 70 проц. национального рынка железнодорожных перевозок! Согласитесь, что создание таких неравных условий для бизнеса не всем может понравиться. Поэтому все произошедшее с Николаем Емельяновичем, возможно, было следствием его негибкости: он не заметил, что на бизнес-небосклоне России горят уже другие звезды, которые предъявляют свои права. Так что срочный визит министра в ведомство Аркадия Вольского - запоздалый, но правильный ход. Смогут ли данные там обещания нейтрализовать угрозы, мы увидим очень скоро.
|