Жителям Ингушетии Магомеду Кодзоеву и Иссе Илиеву, Рустаму Ганиеву из Чечни и Аркадию Арахову из Кабардино-Балкарии предъявлены обвинения в терроризме, убийстве, покушении на жизнь военнослужащих, бандитизме, подготовке вооруженного мятежа и участии в незаконном вооруженном формировании. Согласно обвинительному заключению, весной 2003 года подсудимые по заданию Шамиля Басаева приобрели необходимое для проведения теракта снаряжение и подготовили террористку-смертницу Лидию Хальдихороеву, которую снарядили самодельным взрывным устройством и сопроводили к месту теракта. Напомним, 5 июня на окраине Моздока шахидка взорвала себя рядом с автобусом, где находились работники местной авиабазы. Тогда 19 человек погибли, 24 получили ранения.
Как стало известно ГАЗЕТЕ, в материалах данного уголовного дела содержатся сведения, что находящийся уже более 10 лет в розыске самый одиозный чеченский полевой командир Шамиль Басаев на протяжении двух месяцев (с конца июня и до конца августа прошлого года) проживал на территории Кабардино-Балкарии. Все это время вместе со своими телохранителями он скрывался в городе Баксан, в частном доме на улице Шогенцукова.
Этот дом по заданию Магомеда Кодзоева приобрел в июне 2003 года за 350 тысяч рублей 24-летний житель Нальчика Аркадий Арахов. Чтобы участок не просматривался с улицы, он за несколько дней выстроил высокий забор. 25 июня здесь поселился Басаев с двумя своими телохранителями и неизвестной женщиной, которая фигурирует в материалах дела в качестве его жены.
На территорию Кабардино-Балкарии чеченский полевой командир проник не без помощи местных жителей, в частности сотрудника ДПС старшего лейтенанта Аслана Катинова. Перейдя административную границу Кабардино-Балкарии, Басаев, вооруженный снайперской винтовкой с глушителем, на "Жигулях" 99-й модели, принадлежащих одному из жителей Кабардино-Балкарии, доехал до селения Дейское, где его попытались остановить сотрудники милиции. Однако боевикам удалось скрыться в лесном массиве. Тогда прикрывавший их проезд Зауркан Шогенов (позже убитый в перестрелке с собровцами) обратился за помощью к своему другу детства Катинову. Пользуясь тем, что его машина была хорошо известна сотрудникам ГИБДД, Катинов беспрепятственно перевез Басаева через пост "Каспий", расположенный на мосту через реку Терек возле одноименного города. Обычно именно здесь проводится наиболее тщательная проверка автотранспорта, въезжающего в республику со стороны Ингушетии. После этого добраться до Баксана, где для полевого командира уже было подготовлено жилье, не составило особого труда.
Басаев вместе со своими телохранителями в течение двух месяцев практически не выходил из дома на улице Шогенцукова, стараясь не привлекать внимания соседей. Всем необходимым (продуктами питания и одеждой) их обеспечивал Арахов, который также периодически привозил разных людей.
Отдых боевиков был прерван в ночь на 24 августа, когда к дому подъехали милиционеры. За сутки до этого сотрудники Северо-Кавказского оперативного управления задержали по подозрению в пособничестве Зареме Мужахоевой, намеревавшейся совершить теракт на 1-й Тверской-Ямской улице в Москве, младшего брата Зауркана Шогенова 25-летнего Темиркана. На первом же допросе он сообщил о доме в Баксане, где могли скрываться участники незаконных вооруженных формирований.
Попытавшихся войти во двор дома оперативников боевики встретили ураганным огнем из автоматического оружия. В перестрелке ранения получили сотрудник СОБРа, а также двое боевиков. Тем не менее четверым преступникам, в том числе одной женщине, удалось уйти. Прикрывавший их отход один из охранников Басаева подорвал себя гранатой, серьезно ранив при этом начальника уголовного розыска Баксанского РОВД Тахира Кумышева, которому впоследствии пришлось ампутировать ногу.
В доме оперативники обнаружили целый арсенал оружия: автоматический пистолет системы Стечкина, две гранаты, 180 патронов, 5 гранат к подствольному гранатомету, глушитель, шесть автоматных магазинов, а также почти 9 килограммов неизвестного порошка, содержащего алюминиевую пудру (ее привез Арахов), и восемь литров соляной кислоты.
Правоохранительные органы республики распространили приметы разыскиваемых, в операции по их поиску и задержанию участвовало 27 мобильных групп, привлекали даже вертолет, однако никого найти так и не удалось. Лишь три недели спустя в районе административной границы был убит Зауркан Шогенов, который на протяжении нескольких часов успешно отстреливался от милиционеров.
28-летний инспектор ДПС Аслан Катинов, уголовное дело в отношении которого было выделено в отдельное производство, за перевозку оружия и превышение служебных полномочий уже приговорен к двум годам условно с испытательным сроком полтора года. Теперь решения суда ожидают остальные фигуранты данного дела.
|