Лидер чеченских сепаратистов Аслан Масхадов взял на себя ответственность за кровавый рейд боевиков на Ингушетию в ночь на 22 июля с.г. Это следует из размещенного на одном из сайтов сепаратистов «текста видеоинтервью для чеченского телевидения», в котором приняли участие экс-президент Ичкерии и некий «амир» Абдул-Халим. «Я лично одобрил эту операцию, – заявляет Масхадов. – О ее удачном завершении говорит и то, что тысяча моджахедов вошли в три города и, выполнив полностью свои задачи, вышли обратно с несколькими ранеными».
По словам Масхадова, боевики переходят от диверсий к крупным операциям и уверены в победе «после расширения театра военных действий». Как утверждает лидер сепаратистов, «мы в силах провести такие операции и в Ичкерии, и в Ингушетии, и в России». Кроме того, Масхадов объявил об «охоте» на руководителей Чечни, в том числе и на главного кандидата на победу на предстоящих президентских выборах министра внутренних дел республики Алу Алханова, заявив, что «срок им – пока не доберется до них рука моджахеда».
«Все это еще раз показывает истинное лицо Масхадова и его террористическую сущность», – прокомментировал заявление лидера боевиков начальник Центра общественных связей ФСБ России Сергей Игнатченко. А и.о. министра внутренних дел Чечни Руслан Алханов заметил, что «Масхадов скоро и теракты в Ираке себе припишет». При этом полковник оптимистично утверждает, что «ситуация в Чечне полностью контролируется подразделениями федеральных сил и МВД республики». Правда, последние события, в том числе и недавняя кровавая ночь в Автурах, когда боевики спокойно вошли в этот крупный город и хозяйничали там более суток, убивая людей, сжигая машины и дома «коллаборационистов», говорит о совершенно ином.
«Прежде всего последнее заявление Масхадова связано с выборами 29 августа, – заявил корреспонденту «НГ» директор Центра анализа ближневосточных конфликтов ИСКРАН Александр Шумилин. – Это совершенно понятно: напомнить о себе, заявить о своих «правах», привлечь международное общественное мнение, прежде всего европейское. Если ранее существовало некое разделение труда между Шамилем Басаевым, который считался главным боевиком, и Масхадовым, который претендовал на статус главного политика, то теперь все смешалось. Думаю, впрочем, что сегодня, когда идет волна террора по всему миру, Масхадов не может рассчитывать на ту поддержку, которую он имел 2–3 года назад, когда большая часть европейских либералов была если не на его стороне, то по крайней мере симпатизировала ему».
«У Масхадова просто нет иного выхода, – заявил «НГ» член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. – Он понял, что никаких переговоров не будет. Даже об условиях капитуляции, о чем когда-то говорил Ахмад Кадыров, обещая замолвить за Масхадова словечко перед Путиным. И поскольку Масхадов понял, что политическими методами ничего добиться не может, он начинает ассоциировать себя с вооруженным сопротивлением. Я думаю, это может привести к обострению борьбы за власть между Басаевым и Масхадовым. Хотя может быть и тесный союз. Потому что накануне выборов они оба заинтересованы в том, чтобы показать, что не федералы правят бал в Чечне, что война продолжается, что «убили Кадырова и нового президента убьем». Что касается угроз Масхадова и Басаева, то это весьма внушительно, особенно после событий в Ингушетии. К сожалению, нужно признать, что чеченский кризис снова выходит за рамки Чечни. И это происходит в самой неподходящей и для России ситуации. Да и для мира тоже, так как опять возник повод говорить о «глобальном джихаде». И в целом положение перед этими выборами в Чечне намного хуже чем то, которое было в прошлом году. Да это видно и по чеченскому населению, где преобладают апатия, вялость и неверие ни во что».
«Подобное заявление, – подчеркнул в беседе с корреспондентом «НГ» руководитель Агентства прикладной и региональной политики Валерий Хомяков, – наглядно свидетельствует: Масхадов не верит в то, что Кремль может начать с ним переговоры. Собственно, Кремль давно уже дистанцировался от Масхадова. Речь идет и о попытке дестабилизации избирательной кампании. Потому что нужно учитывать тот факт, что главный посыл, который Алханов дает чеченскому избирателю, – это безопасность. Мол, только генерал милиции Алханов способен обеспечить мир на этой земле. Это главная мотивация для чеченского избирателя, объяснение, почему он должен голосовать именно за Алханова. Мол, он некий символ этой безопасности. А Масхадов опровергает это. Он говорит: «Нет, есть еще я, и спокойной жизни не будет». И говорит это не только чеченцам, но и Кремлю».
Между тем нужно заметить, что столь резкие заявления лидера сепаратистов прозвучали накануне приезда в Чечню двух представителей Парламентской ассамблеи Совета Европы (политической комиссии и комиссии по эмигрантам и беженцам), которые в качестве докладчиков будут изучать ситуацию в республике в период с 27 по 31 августа. На осенней сессии ПАСЕ, как известно, в центре внимания будет именно чеченская тема. Именно отчеты этих докладчиков лягут в основу дискуссии на заседаниях ассамблеи.
|