На прошлой неделе мэр столицы Юрий Лужков подписал распоряжение правительства Москвы «О создании централизованной системы учета и контроля за образованием, сбором и утилизацией вторичного сырья». Согласно этому документу, для предприятий, осуществляющих сбор, транспортировку, сортировку и первичную переработку макулатуры, стеклобоя, вторичного текстиля, отходов древесины и пластиков будет создан специальный паспорт. Кроме того, разработают схему размещения окружных площадок для селективного сбора, хранения и переработки вторичного сырья. А также проведут маркетинговое исследование рынка вторичных ресурсов. По словам экспертов, распоряжение носит скорее проходной характер: дебаты вокруг селективного сбора отходов идут уже давно, но, как ни странно, до последнего времени интереса чиновники к нему не проявляли. В то же время известно, что необходимые для этого сортировочные комплексы стоят довольно дешево. Сжигать мусор не только вредно, но и гораздо дороже.
По данным за 2003 г., в столице за год образуется около 10 млн т отходов, из них около 3 млн т – промышленные, 1 млн т появляется в результате сноса ветхого жилья, 3,5 млн т – в виде осадков очистных сооружений и еще свыше 3 млн т – твердые бытовые отходы (ТБО). Правда, это официальные данные, которые могут быть меньше фактических. «Сегодня в Москве проживают порядка 10 млн жителей, на каждого из которых, согласно нормам накопления ТБО, приходится по 262 кг. ТБО в год, – сказал RBC daily председатель Ассоциации «Мусорщики Москвы» Лазарь Шубов. – То есть только в жилом секторе в год накапливается 2,5 млн т ТБО. Еще до 40% от общего числа твердых бытовых отходов приходится на нежилой сектор. Таким образом, в общей сложности в городе в год образуется 3,6–3,7 млн т отходов. Но эти показатели занижены. Во-первых, норма накопления ТБО не менялась уже шесть лет, хотя очевидно, что она возросла. Во-вторых, не учитываются приезжие, мигранты, проживающие в Москве. Поэтому можно говорить о 4,5–5 млн т твердых бытовых отходов в год».
При этом в столице не так много мощностей, занимающихся уничтожением мусора: на нескольких мусоросжигательных заводах, по данным Департамента природопользования и охраны окружающей среды правительства Москвы, в течение года обезвреживается порядка 300 тыс. т ТБО. В то же время на подмосковные свалки уже в течение 30 лет вывозится львиная доля мусора – свыше 90%. В прошлом году рассматривалась возможность строительства дополнительных заводов по сжиганию мусора, правда, их работа довольно вредна для окружающей среды, поскольку мусор там не сортируется, а кроме того, это довольно дорогие предприятия. Строительство одного такого завода, по словам экспертов, обходится в сумму более 350 млн долл.
Альтернативой – во всех смыслах – могли бы стать мусоросортировочные комплексы. Однако компания, занимающаяся реализацией подобного проекта, столкнулась с трудностями. Около полугода назад фирма «Спецкоммунтехника», которая занималась строительством первого мусоросортировочного комплекса, направила в правительство Москвы и префектуры административных округов предложение за счет внебюджетных источников построить комплексы и на других территориях. Но в ответе правительства говорилось, что во всех округах, кроме Западного и Северо-Западного, вопрос уже решен. А в начале лета возникли проблемы с префектурой Северо-Восточного административного округа. Теперь же, спустя несколько месяцев, выходит распоряжение о взаимодействии всех участников рынка, занимающихся сбором, сортировкой, транспортировкой и первичной переработкой вторичного сырья. «Документ довольно интересный, поскольку ориентирован на создание работы схемы «b2b» (business to business, то есть документ адресован прежде всего участникам рынка сбора и переработки отходов), – сказал RBC daily старший эксперт компании АйСиФ/ЕКО Илья Рогожин. – Но частично этот документ противоречит федеральному законодательству: обращение с отходами сейчас контролируется Министерством природных ресурсов, ГСЭН и частично – местными органами власти. Поэтому было бы разумно гармонизировать все существующие нормы, в том числе и предлагаемую паспортизацию. Ведь создается структура, которая будет параллельно с другими «вести» отходы».
По словам г-на Рогожина, в жилом секторе, кроме того, нужно соблюдать простые санитарные правила, которым сейчас никто не следует. «Безусловно, чтобы снижать количество ТБО, нужна сортировка отходов, – считает он. – В Москве этот процесс хотят контролировать многие, но при этом друг с другом они никак не связаны». По мнению других экспертов, главная трудность заключается в том, что идеи, предлагаемые участниками рынка, зачастую не привлекают столичные власти. «Важнейшая проблема – выделить из ТБО вторсырье и сократить поток отходов на захоронение, – считает Лазарь Шубов. – В соответствии с постановлением правительства Москвы, намечено создать централизованную систему учеты и контроля вторсырья. И, соответственно, разработать систему размещения площадок для селективного сбора, хранения и переработки вторсырья в каждом административном округе».
Как рассказал собеседник RBC daily, Ассоциация «Мусорщики Москвы» предлагала создать централизованную систему учета и контроля управления потоками отходов: отдельно собирать их в жилом и нежилом секторах, и отходы из нежилого вывозить в специальный сортировочный комплекс. А вторсырье, собранное у населения, направлять в эти же комплексы на досортировку. «Для этого и нужна система сбора отходов, – комментирует г-н Шубов. – Например, за рубежом мусор сортируется, существуют системы контейнеров, куда население обязано выбрасывать отходы покомпонентно. И у нас должны быть аналогичные контейнеры для вторсырья, но, скорее всего, в один контейнер нужно собирать все вторсырье – макулатуру, текстиль, пластмассу. Так проще собирать и транспортировать на сортировочные комплексы. Да и стоит подобное предприятие сравнительно недорого – всего 4–5 млн долл.».
Однако пока ситуация складывается таким образом, что в ближайшее время в этой отрасли планируется проводить только «мероприятия». «Мне непонятно, что такое «учет и контроль за образованием вторсырья»? В любой квартире накапливается мусор, но как его учесть? – спрашивает Лазарь Шубов. – Напротив, должны быть разработаны не мероприятия, а концепция ресурсосбережения. Для этого в каждом округе необходимо построить современные предприятия по сортировке отходов на основании управления потоками сырья. Параллельно с этим нужно создать мобильные приемные пункты, которые будут приобретать вторсырье, и стационарные». Но до этого, видно, еще далеко.
|