В обращении к президенту, в частности, говорилось, что проект Федерального закона № 58338-4 «О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятый Госдумой в первом чтении, «изменяет государственное устройство России, отменяет федеративные принципы его построения и заявленный в Конституции РФ статус социального государства». Первое чтение законопроекта, содержащего поправки к более чем 150 законам, состоялось 2 июля.
Свои подписи отозвали председатель правительства Республики Бурятия Леонид Потапов и губернатор Читинской области Равиль Гениатулин. Как объясняют сами главы регионов, за них эти подписи под критичным обращением в адрес главы государства поставили другие люди. В частности, Леонид Потапов объявил, что с содержанием письма на самом деле не был знаком и подписать его вообще физически не мог, так как «был в командировке». В пресс-службе бурятского правительства корреспонденту «Газеты.Ru» рассказали, что губернатор уже направил президенту свое, отдельное письмо, в котором заявляет об отзыве своей подписи под скандальным обращением губернаторов. В последнем, напомним, внимание Путина обращалось на неконституционность некоторых предложенных правительством России законопроектов. «Считаю необходимым поставить Вас в известность о ситуации, связанной с процедурой подписания обращения руководителей ряда дальневосточных регионов. К сожалению, я не был своевременно и в полной мере проинформирован о содержании этого обращения, поскольку в момент подписания находился в рабочей поездке по районам республики. Поэтому сегодня заявляю об отзыве своей подписи», – говорится в письме Леонида Потапова Путину.
Впрочем, есть и другая версия причин отзыва Потаповым своей подписи под коллективным письмом.
«Объяснительное» письмо он написал Путину после того, как с ним по телефону провели «разъяснительную работу» представители администрации президента. Однако в приемной Потапова корреспонденту «Газеты.Ru» эту версию опровергли.
Вместе с Потаповым свою подпись под критическим письмом в адрес Путина отказался признать и глава Читинской области Равиль Гениатулин. Его версия немного отличается от изложенной руководителем соседней республики – подпись под письмом действительно была поставлена, но сделал это не сам Гениатулин, а его заместитель, вице-губернатор Сергей Трофимов. Явно по недомыслию и не получив на то ровным счетом никаких полномочий. Сам Гениатулин, само собой, в этот момент был в командировке.
Как сообщила «Газете.Ru» советник Гениатулина Наталья Абраменкова, читинский губернатор в целом является сторонником этой непопулярной в народе реформы, однако считает, что законопроект надо доработать. «Надо сделать так, чтобы регионы могли зарабатывать деньги для замены льгот субсидиями», – выразила Абраменкова точку зрения Гениатулина.
22 июля, когда текст письма отправлялся в Кремль, подписи 13 губернаторов, в том числе Потапова и Гениатулина, под обращением стояли.
Лужков и Матвиенко в бунте не участвуют
Столичные губернаторы не подписывали обращение-напоминание к президенту Путину, чтобы он «поддержал предложение глав субъектов федерации передать как можно больше полномочий с федерального на региональный уровень и обеспечить эти полномочия финансовыми источниками»...
Тогда из 16 глав регионов, входящих в Ассоциацию «Дальний Восток и Забайкалье», письмо подписали 13 членов. Свои подписи отказались ставить только губернатор Приморского края Сергей Дарькин и губернатор Чукотки Роман Абрамович. До главы Агинского автономного округа, который входит в состав Читинской области, Баира Жамсуева, как объяснили корреспонденту «Газеты.Ru», «не смогли дозвониться».
В письме губернаторов содержалась жесткая критика предложений законопроекта. Как подсчитали главы, в результате реформы регионы востока России «в сумме потеряют около 23 млрд рублей: на 4 млрд сократится их доходная часть, а расходы благодаря новым обязательствам увеличатся на 19 млрд рублей», – говорилось в письме. Законы в случае их принятия серьезно изменят соотношение полномочий между центром и регионами. Закон «максимально концентрирует полномочия в области финансово-экономической деятельности в федеральном центре с минимизацией его ответственности и обязательств в социальной сфере и не оставляет за субъектами властных полномочий и ресурсов, необходимых для управления территориями и обеспечения жизнедеятельности населения, перекладывая на их плечи всю тяжесть решения социальных проблем и последствий прогнозируемой миграции населения с Дальнего Востока и Забайкалья».
Принятие законов, говорилось в обращении, «нарушит закрепленный в Бюджетном кодексе РФ принцип сбалансированности бюджетов, чья необходимость продекларирована Концепцией разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами госвласти, органами госвласти субъектов РФ и органами местного самоуправления».
Вывод из письма был простой: законопроект, поддержанный «Единой Россией» в первом чтении, «не может быть рекомендован для принятия в целом».
Уже за рамками письма губернаторы на том заседании пообещали друг другу провести разъяснительную работу среди своих депутатов Госдумы. А председательствовавший Виктор Ишаев и президент Якутии Вячеслав Штыров, возглавлявшие на выборах в декабре 2003 года в Госдуму дальневосточный список «Единой России», пригрозили даже созвать Высший совет партии, чтобы «напомнить ее руководству об обязательствах перед регионами». Но, судя по тому, как активно стали отказываться от своих подписей участники «губернаторского бунта», Кремль настроен жестко подавить их попытку сопротивления построению унитарного по своей сути государства.
|