В конце прошлой недели управление федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Ямало-Ненецкому автономному округу обвинило местных нефтяников в картельном сговоре, целью которого, по мнению чиновников, является получение дополнительной прибыли за счет завышения цен на бензин. Под подозрение попали НК Роснефть-Ямалнефтепродукт и ЛУКОЙЛ-Югра , которые уже получили от антимонопольного ведомства предписание «вернуть цены на бензин на состязательный уровень» , то есть, проще говоря, снизить. Времени на это у них не так уж и много: требования ФАС необходимо выполнить до 10 августа. Однако это вовсе не означает, что в этот день автозаправки по всему региону снизят цену. Во-первых, на заправках есть свои запасы, которые еще надо продать. Да и вообще, требование ФАС можно оспорить в арбитражном суде. За последнее время нефтяникам это удавалось неоднократно. ФАС же добилось выполнения своих требований только однажды.
Но эксперты не исключают, что действия антимонопольного ведомства в Ямало-Ненецком АО - это только начало широкомасштабной компании в отношении бензиновых трейдеров. На очереди Астрахань, Калининград и Ставропольский край. А затем, возможно, Москва и Питер. Ведь цены на столичных автозаправках тоже растут опережающими темпами, значительно превышающими инфляцию. Трейдеры объясняют это тем, что заводы- поставщики топлива постоянно повышают отпускные цены , и вины продавцов тут нет. Но чиновники ФАС указывают на явные, по их мнению, признаки сговора: несмотря на то, что у всех компаний разные операционные затраты, ценники на заправках абсолютно одинаковые. Иначе как искусственным удержанием цен на этом уровне, ситуацию объяснить нельзя. Если это удастся доказать в суде, компании будут оштрафованы на сумму от 200 тыс. до полумиллиона рублей.
«Мы понимаем, что размер штрафа просто смешон , - сказали «РК» в антимонопольном ведомстве.- На высоких бензиновых ценах торговцы заработали миллионы, но только не рублей, а долларов . И действительно, с начала года ценники на заправках менялись чуть ли не каждую неделю и ни разу - в сторону снижения. Общее повышение по некоторым маркам бензина за полгода составило более 30%. Объяснить это ростом издержек просто невозможно, но и обвинять исключительно продавцов тоже неправильно. Ведь с момента получения нефти из скважины до продажи бензина на заправке, топливо проходит целую цепочку компаний, которые занимаются транспортировкой, хранением, перегонкой нефти. На каждом этапе есть свои расходы и необходимо выяснить, кто же завышает цену на самом деле. Хотя претензии в данном случае, по всей видимости, необходимо предъявлять к головным структурам: ведь российские нефтяные гиганты в основном вертикально-интегрированные компании, включающие в себя как добычу, так и переработку. И требовать от отдельных дочек незамедлительного снижения цен просто не имеет смысла».
Тем не менее, ФАС не намерена отступать. Она планирует отстаивать свою позицию, в том числе, и в суде. Что послужит сигналом для всех участников рынка: государство следит за действиями трейдеров, для этого у ФАС достаточно полномочий, - говорят в отделе общественных связей антимонопольного ведомства. Однако там понимают, что шансов доказать сговор торговцев в суде будет очень сложно. Для этого необходима серьезная доказательная база, которой попросту нет. Структура затрат трейдеров абсолютно непрозрачна, и уличить их в завышении цен крайне сложно, даже если это очевидно для всех включая самих автомобилистов.
|