В последнее время появляется все больше примеров того, что политика крупнейших наших компаний никак не способствует процветанию тех регионов, в которых они работают. Показательна в этом смысле Республика Коми, где монопольное положение занимает компания «ЛУКойл». Нефтяной гигант, получив доступ к громадным богатствам края, не в состоянии их осваивать, тем не менее он не подпускает к ним компании, готовые вкладывать в это значительные средства.
На сегодняшний день в Коми открыто более 120 месторождений нефти и газа. Основная добыча нефти сосредоточена лишь на 4 из них – Усинском, Возейском, Верхневозейском и Ярегском. Большую часть газа добывают на Вуктыльском месторождении. Всего же в той или иной степени в промышленной разработке находится не более 40 месторождений. Иначе говоря, более 60% нефтегазовых площадей, способных приносить валюту, ждут не дождутся предпринимателей, которые бы вложили деньги в нефтегазодобычу.
Нельзя сказать, что большие деньги обходят стороной экономику Республики Коми. В конце 1999 года в регион пришла крупнейшая в России нефтяная компания «ЛУКойл». Уже в апреле 2000 года она объявила о перспективных планах освоения Тимано-Печорского нефтяного месторождения. Президент «ЛУКойла» Вагит Алекперов объявил тогда, что за 10 лет будет освоено 134 млрд. руб., 89 из которых он обещал вложить в нефтедобычу. Над нищим лесным регионом, казалось, забрезжила заря экономического возрождения.
Но в реальности события развивались в несколько ином ключе. «ЛУКойл» быстро устранил всех конкурентов (формально это выглядело покупкой местных нефтедобытчиков – НК «Коми ТЭК», ЗАО «Нобель Ойл», на которые приходилось 30% годовой добычи нефти в республике). Еще в одной компании – «Тэбукнефть» – он завладел значительной долей собственности. Дружественным «ЛУКойлу» структурам стал принадлежать и самый крупный в республике банк «Коми региональный банк «Ухтабанк».
Республиканские власти надеялись, что нефтяной гигант сдержит свои обещания и если уж не озолотит, то хотя бы благоустроит республику. Однако эти надежды не оправдались. «…В регион не попадает ни копейки, хотя мы обещали и обеспечиваем самый благоприятный режим работы для «ЛУКойла»…» – уже в те годы сокрушался один из руководителей республики. А вот день сегодняшний: «ООО «ЛУКойл-Коми» постоянно нарушает условия недропользования, что свидетельствует о том, что компания не справляется с имеющимися объемами работ по разработке месторождений».
Получив доступ к местным скважинам, предприятия «ЛУКойла» сразу же стали продавать нефть собственным подразделениям в других регионах по корпоративным ценам, заниженным в 2–3 раза по сравнению с другими республиканскими недропользователями. Из-за этого бюджет региона недополучает ежегодно сотни миллионов рублей налоговых поступлений. Правда, предприятия «ЛУКойла» выделяют деньги на некоторые социальные программы Коми, но эти суммы явно несоизмеримы с доходами, которые они получают на территории республики.
Отдельная тема – состояние мелкого и среднего нефтяного бизнеса в Коми. Развитию нефтедобывающей отрасли региона препятствует ряд проблем. Среди них: недостаточный объем инвестиций в отрасль; «старение» месторождений и истощение запасов легкой нефти; увеличение доли трудноизвлекаемых ресурсов, которая достигает 70%; значительное количество неиспользуемых скважин; ориентация на вывоз, а не на местную переработку сырья; ограниченная пропускная способность нефтепроводов; ослабление государственного регулирования нефтяной промышленности и т.д. и т.п. Ситуация, когда на территории региона главенствуют крупные нефтяные компании-монополисты, уже давно не устраивает ни республиканскую, ни федеральную власти. В Сыктывкаре не перестают говорить о том, что на небольшие разведанные площади должны приходить также небольшие, но мобильные и финансово обеспеченные структуры, так как у крупных нефтедобытчиков все равно не дойдут руки до этих углеводородных залежей. Собственно, так и происходит. Крупные компании, набрав лицензии, осваивать громадные нефте- и газоносные территории особо не торопятся. Не собираются они отказываться и от груза. Больше того, жестко прессингуют конкурентов, то есть тех самых мелких и средних предпринимателей.
Так, например, «ЛУКойл», владеющий в Коми 80% нефтяных активов, ведет яростную борьбу по вытеснению мелких и средних нефтедобывающих компаний, вплоть до отключения их от магистралей транспортировки «черного золота». Из-за этого компании-середнячки недополучают прибыль, недоплачивают налоги, попадают в неприятные экологические ситуации и платят за это огромные штрафы. Попытки урезонить монополиста пока положительных результатов не дают. Правда, иногда обиженные «ЛУКойлом» мелкие компании выигрывают дела в судах, но ни третейские, ни арбитражные, ни какие-либо еще ни разу не заставили нефтяного монстра изменить политику удушения малого нефтяного бизнеса. Судебные приставы, к примеру, не могут даже приблизиться к задвижкам нефтепроводов «ЛУКойла», так как их охраняют вооруженные автоматчики.
Естественно, такая политика нефтяных гигантов дает ожидаемые результаты. За последние годы многие малые и средние нефтедобывающие компании в той же Республике Коми или были поглощены монополистами, или прекратили свою работу. Три-четыре года назад, по статистике Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ, на нефтяном рынке России малые и средние нефтяные компании добывали 15% всех объемов этого сырья, а сейчас 7–8%.
В принципе действия нефтяных гигантов вполне объяснимы. Россия настолько богата, что у компаний-монополистов просто голова идет кругом от предвкушения текущих и будущих доходов. Во многих сырьевых регионах они ведут себя по образу и подобию советских колхозных кладовщиков: запас карман не тянет, – и скупают впрок все сырье в надежде, что когда-нибудь оно им пригодится. Впрочем, аналогичным образом поступало в свое время и советское правительство, которое держало народ в нищете, но не трогало многие сырьевые запасы страны «ради будущих поколений». Но богатства эти оказались в руках небольшой группки россиян, которые не в состоянии ими распорядиться по-хозяйски. Но и не подпускают к их освоению других. Между тем опыт богатых стран показывает, что малый и средний бизнес в их экономиках занимает от 40% и больше и дает рабочие места почти 70% населения.
Что касается «ЛУКойла», то эта компания, которая однажды получила доступ к природным богатствам Коми, по сути, начинает тормозить развитие республики. Не допуская к разработке нефтяных и газовых месторождений другие компании, монополист выступает вразрез с экономической реформой, ставя собственные интересы выше интересов государства.
|