Законность приватизации Тюменской нефтяной компании (ТНК) в очередной раз поставлена под сомнение. Как стало известно “Ведомостям”, некое ООО “Альфа-Сервис” подало иск в московский арбитраж с просьбой признать ничтожной сделку по продаже 40% акций ТНК на инвестиционном конкурсе. В ТНК об иске знают, но об истце — нет.
Еще в 1997 г. 40% акций ТНК на конкурсе купила компания “Новый холдинг”, учрежденная “Альфа-групп” и “Реновой”. Она заплатила за акции $25 млн и обязалась выполнить инвестпрограмму на $810 млн. Эту сделку дважды проверяла Счетная палата, и в 2000 г. по материалам одной из проверок Следственный комитет при МВД даже возбудил уголовное дело по статье “мошенничество”. Следователи считали, что цена акций была занижена, а “условия были сформулированы под “Альфу”: обязательным пунктом инвестпрограммы была покупка активов, принадлежавших “Альфа-групп” и Access/Renova. Но дело было закрыто, поскольку следователи не обнаружили вины приобретателей акций. В прошлом году 96% акций ТНК были переданы в уставный капитал ТНК-BP, учредителями которой на паритетных началах являются британская BP и консорциум “Альфа-групп” и Access/Renova (AAR).
А сейчас историю приватизации ТНК вспомнили акционеры компании. Московский арбитражный суд 26 мая принял к рассмотрению иск ООО “Альфа-Сервис” к ТНК, ЗАО “Новый Холдинг” и BP AMOCO Plc (в иске названа акционером ТНК). В заявлении, копия которого есть в распоряжении “Ведомостей”, истец приводит доводы из проверок Счетной палаты и в качестве обеспечительной меры просит суд арестовать 40% акций ТНК (ТНК-BP). Предварительное заседание суда назначено на 16 августа.
Замгендиректора “Альфа-Сервис” Владимир Семенов рассказал “Ведомостям”, что его компания владеет акциями ТНК с прошлого года. Про размер пакета он сказал лишь, что “акций немного”. По словам Семенова, его компания против того, что холдинг использует трансфертные цены и прибыль ТНК аккумулируют владельцы материнской компании — офшорной TNK-BP. “Владельцы ТНК-BP получают дивиденды, а миноритарным акционерам ТНК, которая добывает нефть, ничего не остается. Мы посылали основным владельцам письма, но нам не ответили, — рассказывает Семенов, — Поэтому мы решили привлечь к себе внимание таким способом”.
Представитель ТНК-BP сообщил “Ведомостям”, что об иске в компании знают, но идентифицировать “Альфа-Сервис” пока не удалось. “Такой компании нет в числе акционеров ТНК. Непонятно, что это за люди и чего они хотят, — говорит собеседник “Ведомостей”, — сам иск выглядит странно и представляет собой вольный пересказ проверки Счетной палаты и публикаций в прессе. Есть предположение, что это “постмегафоновская пена”. Представитель ТНК-BP имеет в виду покупку “Альфа-групп” блокпакета акций сотового оператора “МегаФон”, которую пытается оспорить другой акционер. Другой источник в ТНК-BP допускает, что за иском может стоять давний оппонент ТНК — бывший гендиректор “Нижневартовскнефтегаза” Виктор Палий.
Но представитель “Альфа-Сервис” отрицает наличие “заказчика” и утверждает, что его компания не связана ни с кем из недругов ТНК или ее владельцев. “Мы не имеем отношения к телекоммуникационному бизнесу, а с Виктором Палием поддерживаем отношения только на уровне знакомств”, — утверждает Семенов. “Альфа-Сервис”, по его словам, торгует нефтью.
Впрочем, позицию этой компании разделяют и другие миноритарии ТНК. “Условия инвестконкурса были "смешными", — считает директор Prosperity Capital Management Иван Мазалов. — Они сродни условиям по продаже "Криворожстали", где от претендентов потребовали семилетний опыт добычи кокса на Украине”. Тем не менее Алекс Уильямс (его инвестфонд Vostok Nafta давно пытается через суд оспорить трансфертные цены ТНК) считает иск “Альфа-Сервис” необоснованным. “Признать приватизацию ТНК недействительной не в интересах миноритариев. Нужно доказать, что основные акционеры компании своими действиями наносят ущерб другим акционерам”, — поясняет Уильямс.
В BP отказались от комментариев. А представители “Альфа-групп” и “Реновы” единодушно утверждают, что у иска “Альфа-Сервис” “нет перспектив”, потому что приватизация ТНК уже неоднократно проверена. Последняя проверка Счетной палаты еще не завершена, но аудитор Владислав Игнатов сообщил, что “никаких решений о повторном направлении этого дела в правоохранительные органы СП не принимала”.
|