В пятницу в Москве был расстрелян бывший вице-премьер Чечни Ян Сергунин. Около 2.00 на улице Покровка, когда он вместе с супругой выходил из ресторана «Восточный дворик», подъехавший на мотоцикле киллер открыл по нему огонь из пистолета-пулемета. От множественных огнестрельных ран бывший чеченский вице-премьер скончался в больнице, а его жена Камилла была госпитализирована в тяжелом состоянии.
Поскольку господин Сергунин в свое время занимал высокие должности, его убийство сразу вызвало переполох в столичных спецслужбах. Следователи пока не выдвинули каких-либо приоритетных версий, отметив, что по всем признакам убийство явно заказное. Впрочем, представители и спецслужб, и гражданских органов власти, по работе сталкивавшиеся с г-ном Сергуниным, однозначно заявили, что политической подоплеки убийства не может быть в принципе. Как отметили все наши собеседники, бывший вице-премьер, несмотря на работу в правительстве Чечни и близость к бывшему президенту республики Ахмату Кадырову, в политической жизни как самой Чечни, так и России роли не сыграл. Зато г-н Сергунин успел стать героем целой серии громких и порой нелицеприятных скандалов. Кроме того, он давно занимался бизнесом и, по слухам, якобы даже был близко знаком с несколькими известными в провинции цыганскими баронами, с которыми, как говорят, имел совместные дела.
Ян Сергунин родился в 1954 году в городе Березняки Свердловской области. Хотя по паспорту он числился русским, его близкие родственники, в том числе сестра, значились как цыгане. После окончания военного училища г-н Сергунин служил в армии, а в 1980 году перешел на работу в 8-е Главное управление МВД СССР -- подразделение, обслуживавшее «закрытые» предприятия и населенные пункты. Тогда же он переехал в Москву. Работу в милиции г-н Сергунин закончил в 1987 году в звании капитана -- в связи с тем, что на него было заведено уголовное дело. Сначала его обвинили в похищении документов и подлоге, но потом добавили еще одну статью -- угроза убийством. Произошло это после того, как он на очной ставке с женщиной, которая давала против него показания, попытался ударить ее в глаз ручкой, выхваченной из рук следователя. Сергунин получил три года колонии, но за хорошее поведение был отпущен на свободу через два года. Вернувшись после этого в Москву, он сразу стал соучредителем нескольких фирм и частных охранных предприятий, а в 1991 году на волне демократических преобразований перешел на работу в Центр экономических реформ при правительстве РФ, где занимал пост заведующего отделом. Потом он успел поработать в одной из структур управления делами президента, а в 2000 году был принят в Судебный департамент при Верховном суде РФ и почти сразу был отправлен руководить Судебным департаментом Чечни. При этом ему было присвоено звание государственного советника юстиции 2-го класса, что соответствует званию генерал-лейтенанта. Занятно, что при аттестации Сергунин скрыл факт судимости, указав, что 1987--1989 годах занимался бизнесом. В конце 2001 года он был назначен главой аппарата администрации Чечни в ранге вице-премьера. Представители федеральных властей, насколько известно, были против его кандидатуры, но за него ходатайствовал сам глава республики Ахмат Кадыров, который однажды публично заявил, что этого человека ему «послал сам Аллах». Впрочем, несмотря на «божественное вмешательство», проработал он в Чечне недолго и через два года был снят с должности тем же Ахматом Кадыровым. За это время, правда, он успел попасть во многие скандальные истории. Открыто конфликтовал с тогдашним главой правительства Чечни Станиславом Ильясовым. Однажды коллективную жалобу на него написали все сотрудницы столовой здания правительства Чечни, которые повально обвинили его в сексуальных домогательствах и в «патологической ненависти к русским» (по словам женщин, он регулярно в пьяном виде приставал к ним и угрожал уволить или даже избить, называя себя «настоящим чеченским мужчиной»). Кроме того, он попал в историю с загадочным исчезновением бюджета Чечни на 2002 год. Из Москвы эти бумаги были отправлены в Грозный, но по пути потерялись. В ходе расследования выяснилось, что под роспись их якобы получал г-н Сергунин, но сам он утверждал, что его подпись подделали. В результате почти полгода республика жила без официального бюджета.
Чем занимался г-н Сергунин в последние годы, точно неизвестно. Несколько раз он заявлял о себе как защитник прав цыган, написал несколько книг на эту тему, организовал специальный фонд. По неофициальным данным, он продолжал активно заниматься собственным бизнесом, став после работы в Чечне соучредителем нескольких фирм, задействованных в восстановлении хозяйства республики. Кстати, в связи с заботой г-на Сергунина о цыганах сотрудники спецслужб вспомнили, что еще в середине 90-х появлялась оперативная информация, что он поддерживал тесные отношения с лидерами нескольких крупных цыганских группировок Казахстана. Через них он якобы и познакомился с представителями чеченской диаспоры.
|