Орудующим на территории Ирака боевикам все же удалось остановить экспорт нефти на мировой рынок. Произошло это после серии взрывов на нефтепроводах на юге Ирака. Последний из них прогремел вчера в районе города Басры. Днем ранее в районе Басры был взорван другой нефтепровод, пропускающий до 80 тысяч баррелей нефти в час. По этим трубопроводам нефть поступала на экспортные терминалы в акватории Персидского залива. В результате диверсий оба терминала на юге Ирака -- в Басре и Хор аль-Амайе -- остались без нефти.
Хотя Саддам Хусейн был свергнут еще 14 месяцев назад, Вашингтону не удается добиться едва ли не главной, хотя и не самой афишируемой цели военной кампании в Ираке, -- вернуть на мировой нефтяной рынок стабильность и относительно низкие цены. Все получается как раз наоборот. Вчера мировой рынок лишился 1,65 млн баррелей сырой иракской нефти в сутки. Цены опять подскочили.
К экспортному параличу нефтедобывающей отрасли Ирака привела целая серия диверсий. На прошлой неделе был нарушен северный маршрут экспорта нефти. В результате взрыва был поврежден и все еще не восстановлен другой крупный иракский нефтепровод, связывающий северные месторождения в районе города Киркука с турецким средиземноморским портом Джейхан. Впрочем, этот нефтепровод практически бездействует с момента начала войны в Ираке в марте 2003 года, подвергаясь постоянным диверсиям. При Саддаме Хусейне охрану национальных нефтепроводов Ирака осуществляла 14-тысячная гвардия. Американцы распустили саддамовских гвардейцев по домам. Теперь ни силы коалиции, ни новая иракская армии не в силах обеспечить безопасность экспортных коммуникаций.
Международные террористы и силы иракского сопротивления давно положили глаз на объекты нефтедобычи в Ираке. Два терминала в акватории Персидского залива уже подвергались атаке террористов-смертников в апреле. Тогда погибли два американских моряка. В мае был подорван нефтепровод в Басре, в результате чего экспорт иракской нефти снизился более чем на треть и в течение двух недель не превышал 1 млн баррелей в сутки. По словам недавно назначенного премьер-министра Ирака Айяда Алляви, в результате тех нападений страна недополучила за первое полугодие 200 млн долларов.
Как признал вчера иракский министр нефти Тамер Аббас Гадбан, новая серия взрывов «может серьезно отразиться на экспорте иракского сырья». Ремонт нефтепроводов продлится от семи до десяти дней. Совокупный ущерб иракской казне может составить 1 млрд долларов.
Страдают не только валютные доходы Багдада. Вчера утром в результате взрыва был поврежден нефтепровод в районе Киркука, обеспечивающий внутренние потребности страны. Вчера же утром в Киркуке убили уже третьего с начала июня высокопоставленного чиновника государственной нефтяной компании. В своем автомобиле по дороге на работу был застрелен Гази Талабани -- начальник службы безопасности Северной нефтяной компании, эксплуатирующей месторождения на севере Ирака. Совпадение имен не случайность -- это родственник влиятельного лидера «Патриотического союза Курдистана» Джаляля Талабани, который был членом распущенного Временного управляющего совета Ирака.
Благодаря наглости боевиков мировой рынок остался без иракской нефти, а казна новых иракских властей -- без единственного источника экспортных доходов. Причем произошло это за две недели до передачи американцами власти в Ираке временному иракскому правительству. А ведь именно за счет экспорта нефти, по замыслу Вашингтона, и должна проводиться реконструкция полуразрушенного войной Ирака. От экспортных поступлений в значительной -- если не в решающей -- мере зависят дееспособность новых иракских властей и успешный переход Ирака к мирной жизни.
|