После освобождения из испанского плена недельное пребывание на Земле обетованной не принесло Гусинскому умиротворения. В интервью израильскому телеканалу он признавался, что "на душе у него неспокойно". И в тот же день пресс-секретарь Минюста Израиля, Идо Баум, сообщил, что по условиям международных соглашений, под которыми подписались Израиль и Россия, экстрадиция Гусинского в Россию возможна.
В Израиле, впрочем, как и в России, есть закон, согласно которому страна не выдает своих граждан органам юстиции иностранных государств. Однако некоторое время назад было вынесено судебное решение, говорящее о том, что данный закон действует только в случае, если гражданин Израиля постоянно проживает в стране. Не потому ли Владимир Александрович чувствовал себя в родных краях "неспокойно"? Тем более после того, как Генпрокуратура России переквалифицировала вынесенное ему обвинение из "мошенничества в крупных размерах" в "легализацию незаконно нажитых средств". В прошлом году Израиль попал в черный список 15 стран мира, считающихся причастными к отмыванию "черных" денег. Сейчас правительство страны делает все возможное, чтобы поправить свой пошатнувшийся финансовый престиж. Самый свежий пример: Эхуд Барак недавно был допрошен в полиции по делу о нарушениях закона при финансировании предвыборной кампании 1999 года.
Если уж полиция Израиля не церемонится с бывшим главой правительства, то вести речь о том, что по отношению к Гусинскому будет особая позиция, по меньшей мере смешно. Ни государственным иммунитетом, ни особыми заслугами перед страной он не обладает. У Гусинского уже был опыт общения с местными органами дознания. Пару лет назад тогда еще российского бизнесмена восемь часов подряд допрашивал израильский следователь по делу его делового партнера, владельца второй по величине газеты страны Офира Нимроди, схватившего срок за незаконные методы борьбы с конкурентами. Гусинскому задавались вопросы и по поводу намечавшейся сделки "Голубой поток", касавшейся поставок на Ближний Восток природного газа из России. Гусинский был одним из активных лоббистов этого проекта и из собственных средств оплачивал перелеты правительственных чиновников, занимавшихся этим вопросом. Тогда для российского олигарха вроде бы все обошлось.
А теперь? Гусинский внезапно решил покинуть Израиль и вылететь в США. В полдень 3 мая его ждали в Вашингтоне в Национальном клубе печати США, где Гусинский намеревался беседовать о "свободе прессы и будущем России"...
Медиамагнат явно в растерянности. И совсем неспроста перед вылетом в США в интервью корреспонденту "Немецкой волны" он буквально пел гимн американской системе демократии: "Есть миф, что американцы защищают Гусинского. Американцы защищают не Гусинского, а собственные ценности, фундаментальные, базовые ценности американского общества. Как бы это красиво ни звучало, но это - правда".
Звучит и вправду не только красиво, но и с намеком. Похоже, американский бастион демократии - единственное место в мире, где еще вчера всемогущий, а ныне гонимый медиамагнат планирует найти себе "крышу". Но учитывая, что, появись он в США, американское бюро Интерпола вынуждено будет по требованию российского МВД задержать и выдать его России, у Гусинского остается единственный выход: попросить себе здесь политическое убежище. Иначе вряд ли он сможет оградить себя от "руки Москвы", которая тянется за ним по пятам.
|