Как стало известно "Ведомостям", правительство Михаила Фрадкова хочет засекретить информацию о готовящихся решениях, запретив чиновникам даже обсуждать их с посторонними. Наблюдатели отмечают, что даже кабинет Евгения Примакова, знаменитый своей тягой к секретности, работал по менее "драконовским" правилам.
В конце апреля на одном из заседаний правительства Фрадков заявил, что "пиарить то, что не состоялось, не совсем правильно", и попросил министров воздержаться от любых "преждевременных" комментариев в прессе по вопросам, по которым правительство еще не приняло решений.
Но устными пожеланиями премьер не ограничился. В распоряжении "Ведомостей" оказался подготовленный под руководством главы аппарата Белого дома Дмитрия Козака проект нового регламента правительства, который будет рассмотрен 3 июня. Там, как и в действующем регламенте, говорится, что все поступающие в правительство материалы и решения по ним "до их опубликования в установленном порядке относятся к материалам, содержащим служебную информацию ограниченного распространения". Но по новому регламенту без решения правительства, премьера, вице-премьера или самого Козака нельзя распространять даже "сведения о рассматриваемых в правительстве вопросах". Источник в Белом доме объясняет запретительные нормы тем, что "вынесение на публику сырых или находящихся в дискуссионной стадии документов вызывает нездоровый ажиотаж". "Посмотрите, как описывали газеты вопросы перевода натуральных льгот инвалидам и ветеранам в денежные компенсации", - говорит он.
Действующий порядок никак не ограничивает "распространение сведений" о документах, не относящихся к гостайне. Более того, по постановлению правительства N 98 от 12 февраля 2003 г. внесенные в Белый дом документы обязательно должны публиковаться на сайтах разработчиков.
Чиновников инициатива правительства возмутила. "Я когда прочел [документ], чуть со стула не упал - он запрещает комментировать фактически любые вопросы до официального опубликования информации или без разрешения премьера", - говорит сотрудник одного из федеральных министерств. По словам другого чиновника, "такой же режим секретности действовал при [премьере Евгении] Примакове". Более того, аппарат Примакова искал источники "утечек", распространяя один и тот же документ в разных редакциях. Но, как вспоминает министр юстиции в правительстве Примакова Павел Крашенинников, даже тогда "предполагалось, что по важным для общества вопросам дискуссия и обсуждение начинаются до утверждения решения".
Жесткость предлагаемых ограничений удивила даже чиновников Минэкономразвития, в прошлом году просивших засекретить информацию о грядущем изменении таможенных тарифов до выхода постановления. "Понятно, когда режим конфиденциальности вводится при обсуждении решений, способных трясти рынок. Но это, мягко говоря, странно, если речь идет о планах, затрагивающих широкие слои людей", - говорит сотрудник министерства. Его высокопоставленный коллега намерен добиться, чтобы в итоговой версии регламента запрещающих норм не осталось. Первый замминистра экономического развития Михаил Дмитриев напоминает, что в конце июня правительство должно рассмотреть законопроект "Об обеспечении доступа к информации о деятельности госорганов", который, напротив, делает открытыми все документы федеральных органов госвласти, не относящиеся к служебной тайне.
Открытость деятельности правительства в разных странах разная. По словам эксперта вашингтонского Heritage Foundation и соавтора ежегодного "Индекса экономической свободы" Марка Майлза, в США может быть конфиденциальной переписка между чиновниками, но любое официальное предложение должно быть обнародовано. А вот в Великобритании, говорит Кэтрин Гандерсен из лондонской The Campaign for Freedom of Information, с 2005 г. начнет полностью действовать закон о свободе информации, по которому гражданам должны предоставляться "любые документы", кроме "имеющих отношение к формулированию и определению политики правительства".
Планами же российского правительства эксперты возмущены. "При таком порядке некоторые будут располагать эксклюзивной информацией, а это всегда открывает простор для коррупции", - говорит Майлз. А замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин отмечает, что в попытке ограничить доступ к информации о решениях правительства "прослеживается та же логика, что и в неудачной административной реформе - сосредоточение функций в руках нескольких чиновников и дисциплинирование госаппарата".
|