Россия проиграла свое первое действительно громкое дело в Европейском суде по правам человека. Фактически Страсбургский суд признал вчера, что уголовное дело против медиамагната Владимира Гусинского в 2000 году было возбуждено незаконно, как незаконным был и его арест, а в ходе следствия нарушались права бизнесмена и имело место давление на него со стороны правоохранительных органов. Тем самым Европа уже третий раз подряд, если учитывать решения судов Испании и Греции, отказавших России в выдаче бизнесмена, заявляет, что считает дело Гусинского в большей степени политическим, нежели криминальным.
Жалоба г-на Гусинского была подана в Страсбург еще 9 января 2001-го и лишь спустя два года, 22 мая 2003-го, была признана частично приемлемой. В Страсбурге сочли, что речь действительно может идти о нарушении двух статей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод: ст. 5 (Право на свободу и личную неприкосновенность) и ст. 18 (Пределы использования ограничений в отношении прав). Бизнесмен утверждал, что его арест 13 июня 2000 года по подозрению в мошенничестве был связан исключительно со стремлением государства отобрать принадлежащие ему СМИ. А потому после того, как он при посредничестве бывшего главы Минпечати Михаила Лесина согласился в обмен на закрытие дела продать НТВ "Газпрому", его отпустили под подписку о невыезде. Свой арест он считает незаконным, поскольку у государства не было доказательств совершения им преступлений. К тому же г-н Гусинский настаивал, что подлежал амнистии как награжденный орденом Дружбы народов. Ущерб, нанесенный ему пребыванием в СИЗО, олигарх оценил в 1 755 923 евро. Кроме того, он попросил взыскать с России еще 446 017 евро в качестве компенсации судебных издержек. Но Страсбургский суд, довольно скупо назначающий компенсации, ограничился куда более скромной суммой, постановив выплатить ему 88 тыс. евро в качестве компенсации расходов на адвокатов. Однако и эта сумма в 10 раз превышает размер компенсаций, которые нашей стране приходилось выплачивать по ранее проигранным делам. Тем не менее, как заверили вчера корреспондента газеты «Время новостей» в Минфине, «если Россия признает юрисдикцию суда и если его решение не подлежит обжалованию, то оно будет выполнено». На самом деле по правилам "страсбургского правосудия" обжаловать сумму компенсации как раз возможно.
Правда, деньги и для миллионера Гусинского, и для российских властей в этом процессе не столь важны. Куда серьезнее, что Европа, кажется, окончательно признала и этого олигарха «политическим».
Похоже, что для политической элиты страны это стало небольшим шоком -- во всяком случае вчера лишь вице-спикер Госдумы Любовь Слиска прокомментировала это в интервью ИТАР-ТАСС заявлением о двойных стандартах Европейского суда и попыталась углядеть в решении Страсбурга некие, как она выразилась, "коррупционные механизмы". «Судебная власть должна руководствоваться не материальными интересами и эмоциональными порывами, а принципами независимости», -- разъяснила европейцам г-жа Слиска.
Уполномоченный же России при Европейском суде Павел Лаптев заявил, что вчерашний вердикт будет обжалован. Он считает, что наличие у Владимира Гусинского ордена не было основанием для автоматического прекращения дела и что амнистия вообще не означает немедленной приостановки уголовного преследования. Кроме того, г-н Лаптев уверен, что назначенная сумма компенсации за понесенные судебные расходы является чрезмерной, многократно превышая обычно присуждаемые Евросудом суммы. Однако всерьез рассчитывать на пересмотр вердикта Москве не стоит. Большая палата Страсбургского суда крайне редко отменяет вынесенные вердикты. К тому же свое решение Страсбургский суд принял единогласно, причем участвовавший в рассмотрении дела российский судья Анатолий Ковлер также поставил под ним свою подпись.
|