"Стройтрансгаз" - основной подрядчик "Газпрома". Выручка компании в 2002 г. составила $1,4 млрд, чистая прибыль - $211 млн, выручка за девять месяцев 2003 г. - $977,4 млн, чистая прибыль - $87,3 млн. В инвестиционном меморандуме для покупателей евробондов "Газпром" сообщил, что в апреле 2003 г. купил 25,9% обыкновенных акций "Стройтрансгаза", заплатив за них 3,3 млрд руб. (векселями и наличными). А в августе 2003 г. монополист приобрел еще 15,54% "префов" и 0,2% обыкновенных акций "Стройтрансгаза". Президент "Стройтрансгаза" Виктор Лоренц владеет 6,28% , более 20% акций компании контролирует ее бывший президент Арнгольд Беккер.
14 мая на годовом собрании акционеров в Орле акционеры "Стройтрансгаза" переизбрали старый состав совета директоров. Четыре места из пяти в совете директоров заняли топ-менеджеры "Стройтрансгаза": его президент Виктор Лоренц, первые вице-президенты Эрнест Эрвальд и Виктор Отт и начальник управления "Стройтрансгаза" Ирина Чалова. А от "Газпрома" в совет директоров "Стройтрансгаза" вошел Александр Красненков, покинувший монополию еще в июле прошлого года.
Представитель "Газпрома" не находит в этом ничего удивительного. "Мы посчитали это целесообразным, - говорит он. - И потом, нас никто не обязал вводить в советы директоров аффилированных с "Газпромом" структур только сотрудников монополии". Он напоминает, что в марте Александр Красненков вместе с зампредом правления "Газпрома" Александром Рязановым выдвинут в совет директоров "СИБУРа".
Александр Красненков появился в "Газпроме" во время первого кадрового призыва главы монополии Алексея Миллера в сентябре 2001 г. Бывший управляющий гостиницы "Астория" сделал стремительную карьеру от помощника Миллера до руководителя департамента по управлению имуществом и члена правления.
Главная его задача заключалась в возврате активов газовой монополии, которых она лишилась при прежнем руководстве.
При Красненкове "Газпром" восстановил контроль над "Запсибгазпромом", выкупил большую часть газовых активов у "Итеры", предотвратил размывание своего контрольного пакета в холдинге "СИБУР" и договорился о выкупе газонефтехимических активов у бывшего президента этой компании Якова Голдовского.
Именно Красненков занимался возвратом 4,83% акций "Газпрома", которые были отданы в 1995 г. "Стройтрансгазу" в счет оплаты подрядных работ. После долгих судебных тяжб и изнурительных переговоров с руководством строительной компании "Газпром" получил эти акции, рыночная цена которых сегодня составляет $2,5 млрд, за векселя номинальной стоимостью 5,7 млрд руб.
Кроме того, с помощью Красненкова "Газпрому" удалось выкупить блокирующий пакет самого "Стройтрансгаза" у частных акционеров компании - детей бывших руководителей "Газпрома".
Однако, несмотря на это, Алексею Миллеру пришлось уволить исполнительного подчиненного. По словам источника в "Газпроме", причиной стали проблемы с расходами на рекламу и спонсорство, которые Красненков курировал, и его "пришлось вывести из-под удара". Впрочем, как утверждает сотрудник "Газпрома", покинув компанию, Красненков по-прежнему активно участвовал во всех ее имущественных сделках. "Ни одна из них не проходит без предварительной консультации с ним", - говорит менеджер. Кроме того, по его словам, в том, что Красненков входит в советы директоров "СИБУРа" и "Стройтрансгаза", есть большая выгода для самого монополиста. "Формально он является независимым директором и может голосовать по всем сделкам с заинтересованностью", - говорит он.
Но чиновник, близкий к совету директоров "Газпрома", был возмущен. "Газпром" потратил серьезные деньги на покупку блокирующего пакета акций "Стройтрансгаза", - отмечает он. - Мы были против, считая, что монополист должен закупать оборудование на тендерах. Но "Газпром" убедил нас, что ему важно контролировать финансовую деятельность своего подрядчика. Теперь же ни один менеджер "Газпрома" не присутствует в совете директоров "Стройтрансгаза", зато там есть абсолютно посторонний монополии человек. Где логика? " Аналитик "Атона" Дмитрий Лукашев также напоминает, что "Газпрому" совсем не обязательно было покупать акции "Стройтрансгаза", так как он и без того способен контролировать компанию, живущую на заказах "Газпрома". "Но раз уж он потратил на это деньги, то формально должен был ввести туда своего представителя", - соглашается аналитик "Тройки Диалог " Валерий Нестеров. Он считает, что появление Красненкова в совете директоров "Стройтрансгаза" характеризует "Газпром" как непрозрачную компанию, и называет это решением, "непонятным для инвесторов".
|