Неподалеку от Волгореченска Костромской области «Газпром» выстроил своё дочернее предприятие: одно из самых современных производств по выпуску газовых и нефтяных стальных труб - Волгореченский трубный завод.
Производство запустили четыре года назад, и, несмотря на все трудности становления в рыночных условиях, завод уже сегодня мог бы стать гордостью отрасли, да и самого «Газпрома»!
Но в результате смены руководства предприятия вместо гордости пришла тревога, появились недоумение и неуверенность в завтрашнем дне.
Первым делом небольшая группа юных управленцев, цинично заявивших, что они пришли «порулить» новеньким заводом, рьяно принялась за свое благоустройство. Одним из первых решений после смены руководства было решение о повышении себе заработной платы. Ставки прежнего руководства показались маловатыми. И теперь, уволив тех, кто строил завод с нуля в непростой период развала экономики, новые «хозяева» получают примерно вдвое больше.
Что это за люди?
Новый генеральный директор- Золотов Кирилл Вадимович. Его заместитель по экономике и финансам Кожевников Г. А., советник по информационным технологиям Буленков П.Б., директор по маркетингу и рекламе - Чернышев Д.В.
Каждую неделю эти четверо выписывают себе командировки на выходные - с пятницы по понедельник, и едут отдыхать домой в Санкт-Петербург - когда на заводских джипах «Тойота лэнд крузер», когда через Москву - самолетом (естественно бизнес классом). На их личные нужды уже потрачен, как свидетельствуют документы, один миллион рублей. Значительная часть средств списывается, как представительские расходы.
Может быть, завод процветает и не нужно «экономить на мелочах»? Может быть, новая команда эффективно управляет предприятием, и «победителей не судят»?
За один год своей работы новая команда достигла следующих результатов. 1. Объем производства и реализации продукции сократился в два раза.
2. Убытки предприятия возросли.
3. Заработная плата себе увеличена примерно в два раза.
4. Заработная плата рабочим уменьшена
5. Вопреки обещаниям, данным губернатору Костромской области,- не сокращать рабочих, уволено двести человек. Готовятся приказы на сокращение по 49 человек ежемесячно. Причем, большинство из тех, кого увольняют – это люди с зарплатой по 2-3 тысячи рублей, в то время как заработная плата нескольких высших менеджеров колеблется от 70 до 100 тысяч рублей. То есть сумма зарплат уволенных двухсот работников сопоставима с суммой зарплат генерального директора и нескольких его ближайших «соратников». Так что же это- экономия или неприкрытый цинизм?
Многие из тех, кого выгнали, лишили заработка,- приехали в эти места из дальних городов, перевезли семьи, получили от прежнего руководства квартиры, прошли обучение за рубежом. И теперь, продав квартиры в Волгореченске, они вернутся в Челябинск, Выксу, Якутск… И вряд ли кто-то вернет теперь затраченные на их подготовку деньги. Вряд ли кому-то удастся заманить этих людей обратно. Не поверят…
Небезынтересна судьба московского представительства «ОАО Костроматрубинвест»- Волгореченский трубный завод». Его руководство - из приближенных того же Золотова - получает зарплату и на заводе и в представительстве (якобы как совместители). Ежемесячно на содержание представительства перечисляется один миллион рублей. Чем заняты руководители представительства? Сложно сказать. Но известно одно: для обслуживания своих дел они используют труд волгореченских водителей (им можно почти не платить), которые за свою скромную ставку вынуждены по 12-15 часов в сутки, нередко до четырех утра возить «боссов» по кабакам, саунам и казино, которые с завидным постоянством посещают новые управленцы.
Кстати, о водителях и машинах. После того, как новые руководители взяли всё под свой контроль, отобрали машины почти у всех, а сами пересели на все лучшее, что было в заводском автопарке, при загадочных обстоятельствах у них было угнано два джипа «Лэнд крузер» остаточной стоимостью свыше трех миллионов рублей. Случайно такие угоны, как известно, не совершаются. И в милицию почему-то сообщили поздно, и угнали первый джип с того места, где он то ли был, то ли не был. И машины, конечно, не нашли. И при прежнем руководстве почему-то джипы не угоняли. К тому же вторую машину угнали как раз тогда, когда водитель возвращался поздним вечером после доставки на вокзал соседнего города – Ярославля - жены генерального директора с ее личными гостями. Медицинские расходы (а водителю прострелили ногу) оплачивал опять же завод, хотя машину Золотов использовал, как водится, в собственных целях.
Но разве это главное? Оправдывая и прикрывая свои делишки, новые руководители завода постоянно ссылаются на какое-то «плохое» наследство. На самом деле они получили современное высокотехнологичное предприятие с развивающейся сбытовой сетью, опытом экспортных поставок, программой эффективного расширения производства и квалифицированным персоналом. Плюс к этому под поручительство «Газпрома» были получены оборотные средства в сумме 500 миллионов рублей и инвестиции в размере 90 миллионов. Неплохие стартовые возможности. Какой результат?- 317 миллионов рублей убытков по итогам года.
Еще несколько штрихов к портрету «команды Золотова». При вступлении в должность нового генерального, председатель совета директоров «ОАО «Костроматрубинвест»-Волгореченский трубный завод», начальник Департамента материально-технического обеспечения ОАО «Газпром» М.А. Аксельрод выразил надежду, что работа молодой команды принесет доходы Газпрому. Кроме того, Михаил Аркадьевич дал указание Золотову К.В. с помощниками – скромно расквартироваться в Волгореченске, включаться в работу предприятия, опираясь на опыт его создателей, специалистов и, прежде всего, – первого заместителя генерального директора Дементьева Юрия Львовича, который руководил строительством завода с первого «колышка» до его пуска. Как же были выполнены директивы высокого руководства?
Вопреки надеждам совета директоров ОАО «Костроматрубинвест», что работа новой команды будет планово-прибыльной и приведет к экономическому росту, завод в кратчайшие сроки был доведен до такого тяжелого положения, что восстановление даже прежнего уровня представляется весьма затруднительным. Многие специалисты, покупатели и партнеры потеряны безвозвратно. До сих пор нет бизнес-плана, не сформирован портфель заказов, нет четкой программы – лишь отголоски проектов прежнего руководства, которые выдаются за новаторские решения.
Вопреки указанию М.А. Аксельрода, наши герои, решили жить ни в чем себе не отказывая. Они поселились в санаторно-оздоровительном комплексе предприятия, предназначенном для приема служебных делегаций. Полное обеспечение, деликатесное питание, вид на Волгу, сауны, бассейны, бильярд, тренажерный зал, номера VIP-класса и так далее, и так далее… Дополнительно в штат введена горничная для обслуживания все их же интересов. И все, естественно, за счет завода.
Вопреки указанию М.А. Аксельрода - опираться на опыт Ю. Л. Дементьева,- Золотов фактически отстранил его от дел. Были созданы такие условия, что единственно возможное решение для Юрия Львовича было - уйти. А команда Золотова вместо того, чтобы заняться производством, приступила к поиску «компромата» на прежнее руководство, стараясь обвинить его во всех возникающих проблемах. Более того: постоянно звучит тезис о якобы неэффективном управлении предыдущих менеджеров.
Может быть действительно раньше все было плохо, а теперь исправляется, как это сегодня кто-то пытается представить?! Обратимся к фактам.
В начале девяностых годов было принято решение о строительстве завода в Костромской области с целью обеспечения программы газификации Нечерноземья высококачественными трубами отечественного производства. Реализацию решения Газпром доверил опытному производственнику, с большим авторитетом в газовой и нефтяной отраслях – Юрию Дементьеву. В его послужном списке – построенные предприятия, открытые месторождения, проложенные трубопроводы, согретые природным газом северные города, реализованные программы государственного масштаба! Именно его имя вселяло надежду, что в непростых экономических условиях, с постоянным дефицитом «живых» денег, фактически на болоте вырастет современное предприятие. С ним решили ехать в далёкую для многих и небогатую Костромскую область высококлассные специалисты, такие как, например, технический директор завода Бучацкий Г.П.. Тогда же, в начале девяностых, в строительстве принял участие А. П. Кулдошин, возглавлявший целый ряд крупнейших строек Советского Союза (ныне - Заслуженный строитель России, почетный гражданин г. Волгореченска). А дальше – несмотря на скепсис и сомнения многих – шаг за шагом поднимались производственные постройки, прибывало из Германии и монтировалось в цехах новейшее оборудование, строились подъездные пути, налаживалась инфраструктура, возводились дома для приезжающих специалистов… Под руководством Дементьева было налажено производство высокого технического уровня и высокой культуры, продукция завода начала славиться качеством, была сертифицирована на соответствие американским стандартам API-5L и API-5CT. Система управления и качества была признана соответствующей стандарту ISO-9002. Получен соответствующий сертификат. Был открыт перспективный практический диалог с иностранными партнерами, начались пробные зарубежные поставки. Предприятие было удостоено золотой медали Российско-Швейцарского бизнес-клуба за безупречную деловую репутацию, американского золотого сертификата качества и других международных наград. Но это в прошлом…
|