Генпрокуратура уже 28 апреля называла информацию о выписке ордера на арест г-на Потанина «бредом». «Все слухи об аресте Потанина, предъявлении ему обвинений, вызове на допрос или уже состоявшемся допросе являются не более чем слухами», -- заявили газете "Время новостей" официальные представители Генпрокуратуры. В частных беседах сотрудники ведомства Владимира Устинова рассказали, что сейчас у них нет ни одного уголовного дела, где бы г-н Потанин фигурировал в каком бы то ни было качестве. «Если бы Потанина арестовали или допросили, я бы знал об этом одним из первых, -- заявил бывший высокопоставленный сотрудник Генпрокуратуры. -- Но такие слухи не соответствуют действительности. Сейчас все уголовные дела, по которым можно было обвинить Потанина, закрыты».
«Я прекрасно знаю всю ситуацию вокруг Потанина, -- говорит крупный предприниматель, попросивший не упоминать его фамилию. -- Проблем у него много, но запущенная байка об аресте или допросе Владимира является полной чушью. Никаких предпосылок к этому пока нет. Возможно, такие сплетни распустили две крупные организации, которые уже владеют активами «Норильского никеля», но давно хотели купить новые пакеты акций. А после появления слухов о проблемах Потанина цены на акции «Норникеля» значительно упали. Причем одна из упомянутых мной организаций уже неоднократно была замечена в распускании в своих интересах таких недостоверных сплетен». О какой именно компании идет речь, непонятно, так как в числе номинальных держателей акций "Норникеля" присутствуют многие крупные инвестфонды и инвестбанки.
Впрочем, говорить о том, что на вбросе таких слухов и снижении котировок акций кто-то сильно заработал, не приходится: объем вчерашних дневных торгов по бумагам «Норникеля» в РТС составил 10,3 млн долл., а на ММВБ -- около 1 млрд руб. (34 млн долл.), что является обычным показателем для этих акций.
Тем не менее для "перегретого" российского фондового рынка и все еще накаленной после арестов Платона Лебедева и Михаила Ходорковского бизнес-среды каждый слух о г-не Потанине является поводом для биржевой игры. Пример тому -- динамика курса акций "Норильского никеля": неопределенность с местонахождением главы холдинга «Интерросс» добавила аргументов игрокам на понижение. В поисках Владимира Потанина рынок акций «Норильского никеля» то опускался, то отыгрывал падение. Поступившие из холдинга и Генеральной прокуратуры опровержения позволили возвратить капитализации «Норильского никеля» 3--4% из утраченных десяти. Однако сообщения о все-таки имевшем место допросе и последующем вылете г-на Потанина за границу (по информации газеты "Время новостей", он находится в Испании) снова опустили цену на акции предприятия. Поступившие следующие опровержения слухов со стороны «Интерросса» и прокуратуры не изменили тенденцию: к этому времени торги на РТС закрылись, а до завершения работы ММВБ осталось слишком мало времени. В результате по итогам торгового дня «Норильский никель» потерял в РТС почти 6,3%, а на ММВБ -- более 10% своей капитализации.
Однако эксперты говорят, что слухи управляют не только развивающимся российским рынком, но и развитым американским: не так давно последний тоже демонстрировал понижательную тенденцию на фоне слухов об инфаркте Алана Гринспена. Кроме этого, российский рынок все же не отражает реальной стоимости акций компаний, говорят они, поэтому западные фонды применяют 20-процентный дисконт, следовательно, вчерашнее снижение котировок с финансовой точки зрения только на пользу. Но это только в том случае, если за слухами об аресте г-на Потанина ничего не стоит.
Любой слух подобного рода может быть крайне негативно воспринят потенциальными зарубежными инвесторами российской экономики: мол, все крупные компании под ударом, ни с одной из них нельзя иметь дело до прояснения политических рисков. Именно поэтому власть должна изменить сам контекст -- не столько политическими декларациями о неприкосновенности частной собственности и нежелании пересматривать итоги приватизации, сколько правовыми процедурами доказать, что не ведет целенаправленной охоты на владельцев богатейших компаний страны. Задача власти -- выстроить прозрачные, четко прописанные в законах правила игры для крупного бизнеса таким образом, чтобы подобные слухи не могли возникнуть в принципе. А пользующиеся такими методами биржевые спекулянты -- если умысел доказан -- несли за это законное наказание. Причем соблюдать эти писаные правила (именно законы, а не "понятия") власть должна столь же неукоснительно, как требует того от бизнеса. Впрочем, и сам г-н Потанин мог покончить с лавиной слухов относительно его персоны, сделав соответствующее заявление. Однако он, видимо, не счел необходимым или возможным это сделать.
|