Это был летучий отряд боевиков. Пара гранатометчиков с «Мухами» «мочат» БТРы федералов, остальные, автоматчики, косят бойцов, что выскакивают из горящей техники.
Все, как обычно в Чечне, кроме того, что отряд состоял из... детей школьного возраста.
И «Муха» не взлетела
Отряд был небольшой, потому и выбрали одиночную цель - патрульный БТР. Спрятались в кустарнике. «Подпусти ближе», - скомандовал «эмир». Вот уже видны лица солдат, едущих на броне. «Бей!» - «Эмир» Алихан дал отмашку гранатометчику Асхабу...
Реактивная граната полетела в сторону патруля. Однако, зацепившись за ветки, первая «Муха» рванула в воздухе. Солдаты посыпались с БТРа, затарахтели ответным огнем.
- Бей! - скомандовал снова Алихан. Асхаб, отбросив отработанную «трубу», уже нажимал на гашетку новой. Взрыв...
«Муха» взорвалась у Асхаба в руках. От парня остались лишь кровавые ошметки. Мальчишки бросились врассыпную. За ними побежал и «эмир».
Дома пацаны не преминули похвастаться перед родителями. Кого-то родня похвалила: молодец, воин Аллаха растет. Но в большинстве семей устроили трепку. И заставили пойти к федералам с повинной:
- Я что, детей-бандитов ращу? Иди и расскажи все следователю!
Наука убивать и наука прощать
Малолетних бойцов с автоматами встречал я во всех отрядах боевиков. Даже в отряде Басаева, напавшем на Буденновск. И чем меньше становится в Чечне боевиков взрослых - живых и на свободе, тем больше пацанов занимают их места.
Но сами взрослые устали от войны. Они и повели своих детей в ФСБ.
Следственная машина завертелась. Конечно, сколько налетов было на счету отряда и сколько детей в них участвовало, сказать трудно. Младших отпустили сразу. Старших, включая семнадцатилетних, тоже отпустили, потому что показания они стали давать наперебой.
- Дело в отношении них прекращено в связи с их чистосердечным раскаянием, - объявил судья.
- Обещали за нападение по 500 баксов, - объясняли пацаны. - А еще оружие обещали, рацию, машину.
Сепаратисты или пионеры-герои?
В итоге на скамье подсудимых постоянной сессии Ставропольского краевого суда оказался лишь сам «эмир», как он себя любил называть, или полевой командир Алихан Гудаев. Взяли его дома с автоматом, который он якобы собирался сдавать, и даже заявление недельной давности при себе имел: мол, нашел автомат и несу в райотдел. Чеченские боевики и тут перенимают обычную практику российских «братков». «Оружейное» обвинение с Алихана сняли. Оставили же уникальное: «вовлечение несовершеннолетних» в боевые действия.
Самому полевому командиру - всего 20. Поэтому-то отряд он набрал из детей: а кто еще такому будет подчиняться?
- Себя считаю невиновным. Прошу облегчить мой срок, - вот и все «последнее слово» Гудаева.
Из свидетелей-чеченцев по вызову суда не прибыл никто. Зато приехали из Шали отец, мать, брат, соседи обвиняемого. По приговору Гудаев-младший отправится в колонию строгого режима на 10 с половиной лет. Смягчающими обстоятельствами суд счел возраст и положительные характеристики «эмира». А соседи Гудаевых пробурчали:
- В сороковых это называлось «пионеры-герои»...
- Пионеры-герои? Ну уж нет, скорее это похоже на отряды «Гитлерюгенд», что создавала фашистская Германия перед своим разгромом, - считают приехавшие давать показания офицеры. - Те же идеи национализма, а умирать за них заставляют детей.
- По-моему, обычный сепаратизм, - говорит гособвинитель Юрий Иванов. - Алихана ведь уже один раз судили - за участие в банде Большого Асламбека. Тогда Алихан сам еще пацаном был, и отпустили его по амнистии. Теперь вот вырос и собрал свою банду. В основном из соседей и младших ребят, с которыми учился в Исламском институте Хаттаба.
Алихан сел. А у его юных подельщиков появился шанс вернуться к нормальным школьным урокам.
|