В дерзком покушении на президента крупного рекламного агентства New Found Quality (NFQ) Бориса Гольдмана замешан 39-летний Владимир Мамуркин, один из бывших фигурантов по делу о нашумевшем убийстве в 1994 году президента Российского фонда инвалидов войны в Афганистане (РФИВА) Михаила Лиходея. Он был задержан на месте преступления. В принадлежащей Мамуркину машине обнаружили радиостанцию «Кенвуд», по которой он вел переговоры с погибшим киллером-мотоциклистом, 24-летним Максимом Коньковым. По всей видимости, оба входили в бригаду киллеров, специализировавшуюся на заказных убийствах. То, что один погиб, а другой оказался в руках правоохранительных органов, - либо роковое стечение обстоятельств, либо прокол организаторов преступления. Что стало причиной убийства Гольдмана и кто «заказал» расправу над ним, сейчас выясняет следствие. Одна из основных версий - конфликт внутри NFQ.
«Афганца» контузило при взрыве
Из своего офиса на улице Дмитрия Ульянова, 19, Борис Гольдман выехал в понедельник в 20.10. Через пять минут его бронированный Volvo S80 в сопровождении Toyota Land Cruiser с охранниками ЧОП «GVM» был на пересечении с улицей Вавилова. Здесь иномарки остановились на красный сигнал светофора. Неожиданно к ним подъехал мотоциклист на Suzuki и, сбросив с плеч небольшой рюкзак, положил его на крышу Volvo. Буквально сразу же прогремел мощный взрыв. Мотоциклиста отбросило на несколько метров, и он скончался на месте.
У находившегося на заднем сиденье Гольдмана шансов выжить не было. По данным ГАЗЕТЫ, самодельное взрывное устройство было направленного действия, а его мощность составляла примерно 1 килограмм в тротиловом эквиваленте. Взрыв прошил машину насквозь как раз в том месте, где сидел рекламный магнат. Кроме него погибли водитель Volvo 34-летний Сергей Шкадин и охранник из машины сопровождения Михаил Тарасов. Увидев, как мотоциклист положил на крышу машины босса рюкзак, телохранитель успел только выскочить из джипа. От взрыва пострадали двое случайных прохожих, которые с осколочными ранениями были госпитализированы.
Прибывшие на место происшествия сотрудники правоохранительных органов довольно быстро установили имя киллера. У мотоциклиста при себе оказались документы на имя 24-летнего москвича Максима Конькова. Но еще более ценная находка ждала оперативников в стоявшем перед искореженным Volvo ВАЗ-21099. В этой машине взрывной волной было выбито заднее стекло, водитель получил контузию. У него при себе оказались не только права на имя 39-летнего Владимира Мамуркина, но и точно такая же, как у погибшего Конькова, радиостанция «Кенвуд», настроенная на ту же частоту. Если бы не последнее обстоятельство, водителя «девятки», скорее всего, сочли бы случайной жертвой взрыва. А так уже через час сыщики знали, что Мамуркин являлся одним из фигурантов дела о покушении на президента РФИВА Михаила Лиходея (напомним, его вместе с охранником 10 ноября 1994 года взорвали в подъезде собственного дома). Непосредственными исполнителями этого преступления оказались Владимир Луковский и Александр Хинц. Первый до сих пор находится в бегах, а второй недавно получил 15 лет лишения свободы. Взрывчатку для подельников, как считало следствие, изготовил не кто иной как Мамуркин, бывший сапер-«афганец». Однако тогда доказать его причастность к покушению на Лиходея не удалось, и дело в отношении Мамуркина прекратили.
Судя по всему, он входил в банду киллеров, специализирующихся на заказных убийствах. Во всяком случае версию о том, что Мамуркин оказался на месте убийства случайно, серьезно рассматривать вряд ли кто-то станет. Что же касается его роли в покушении на Гольдмана, она, вероятнее всего, заключалась в координации действий мотоциклиста. Взрывное устройство приводил в действие с помощью пульта дистанционного управления, видимо, кто-то третий. Причем очевидно, что у преступников произошла какая-то накладка и взрыв прогремел раньше времени. Иначе трудно объяснить тот факт, что и Коньков, и Мамуркин оказались в эпицентре взрыва. То, что их хотели убрать одновременно, маловероятно. Но если умышленное устранение мотоциклиста еще можно как-то объяснить, то засвеченного в громком деле Мамуркина наверняка могли ликвидировать позже и без лишнего шума.
«Шутка особого рода»
Отметим, что в октябре прошлого года на Бориса Гольдмана уже покушались, причем похожим способом и все на той же улице Дмитрия Ульянова. Только исполнители, видимо, были подготовлены не столь профессионально. Напомним, что тогда рекламщик ездил на обычном джипе Toyota Land Cruiser, под днище которого и заложили бомбу. 20 октября 2003 года бизнесмена сопровождал все тот же охранник Сергей Шкадин, погибший 12 апреля. А тогда пострадал его коллега Александр Волков, получивший серьезное ранение ноги. Впрочем, тот инцидент милиционеры, впрочем как и сам Гольдман, расценили как акцию устрашения. Во-первых, даже непродолжительное наблюдение сразу показало бы, что Гольдман сам машиной не управляет, а во-вторых, хоть джип и не бронированный, но маломощное взрывное устройство не способно причинить ему серьезных повреждений, поэтому угроза для людей в салоне была минимальна.
Как бы то ни было, но Гольдман внял предупреждению - усилил охрану и пересел на бронированный Volvo. Иномарку стоимостью около 150 тыс. евро он арендовал в фирме «Армортех» за 800 долларов в сутки.
«Машина имела стандартную еврозащиту В-6 от стрелкового оружия типа пистолета Макарова и автомата Калашникова, - рассказали ГАЗЕТЕ в «Армортехе». - Днище защищено броней толщиной 6 мм, а крыша - 4 мм. Но от кумулятивного взрыва ни эта, ни даже броня танка Гольдмана не спасла бы».
В интервью ГАЗЕТЕ, данном после первого покушения, Борис Гольдман пытался отшучиваться, назвав взрыв под джипом «шуткой особого рода». Судя по всему, он уже тогда знал источник угрозы, но делиться своими подозрениями не стал. «Предположим, я скажу вам, предположим, вы это напечатаете, а потом на меня подадут в суд за клевету. То есть вы хотите, чтобы меня после этой попытки еще и посадили?» - говорил тогда Гольдман. О том, что он знал о грозящей опасности, говорит и мать бизнесмена. «В последнее время он постоянно говорил об опасности», - сообщила она корреспонденту ГАЗЕТЫ. Вместе с тем рекламщик не исключал, что к октябрьскому покушению может быть причастен кто-то из соучредителей фирмы.
'Агентство второго эшелона'
О том, что причины убийства связаны с конфликтом в самой компании, говорит и Максим Блох, стоявший у истоков создания NFQ, а ныне возглавляющий собственное рекламное агентство Mediador. «С Гольдманом мы расстались в 1995 году, и, как говорят, по-хорошему. Он сам не раз говорил, что при встречах мы пожимаем друг другу руки, хотя встречались всего пару раз», - вспоминает Блох. По мнению руководителя Mediador, убийство Гольдмана не связано с переделом на рынке рекламы. «Можно предположить, что, скажем, убийство Каневского связано с переделом рынка: там была определенная рекламная собственность, за владение которой могла идти борьба, а NFQ - клиентское агентство и обслуживает только своих клиентов», - говорит Блох. Напомним, что в феврале 2002 года был застрелен генеральный директор рекламной фирмы «Атор» Владимир Каневский. «Атор» специализировался на размещении уличной рекламы, ему принадлежало почти четверть всех рекламных площадей Москвы.
Вспоминая своего бывшего компаньона Бориса Гольдмана, Максим Блох говорит, что тот был жестким бизнесменом. «Из-за этой черты характера у него могли возникнуть серьезные разногласия с партнерами», - считает Блох.
Этой версии придерживаются многие рекламщики. «Я думаю, что убийство связано с особой ситуацией в самой компании, с самим Борисом, может быть, с его каким-то другим бизнесом (известно, что он владел какими-то объектами недвижимости), может быть, со сложными отношениями с кем-то», - сообщил один из коллег Гольдмана.
Впрочем, многие напомнили и о скандале, вспыхнувшем в 2001 году между двумя совладельцами NFQ Борисом Гольдманом и Александром Спектором. Они владели агентством в равных долях. Самое яркое публичное проявление того противостояния сотрудники агентства назвали «маски-шоу». Тогда в офис приехали несколько людей в черном, отключили все электричество (мотивируя это тем, чтобы никто не смог украсть информацию, содержащуюся в компьютерах) и телефоны. В тот же день Гольдман поодиночке вызывал сотрудников агентства, связанных со Спектором, и сообщал, что они уволены. После этого Спектор основал собственную фирму AdPeople и увел за собой ряд крупных клиентов. Одновременно он не оставлял надежды вернуть себе контроль над NFQ - неоднократно пытался созвать собрание акционеров, но безуспешно. Формально Спектор до сих пор остается совладельцем группы.
Однако версию о том, что преступление связано с затянувшимся конфликтом партнеров, категорически отрицает один из бывших сотрудников AdPeople. 'У меня были ровные отношения и с тем, и с другим, однако я не представляю, чтобы Спектор имел отношение к убийству; скорее всего, это вендетта другого рода, старые дела Гольдмана», - сообщил он ГАЗЕТЕ.
'NFQ при всем уважении к конкурентам нельзя считать серьезным игроком на рекламном рынке - компания входила во второй эшелон рекламных агентств, да и там не лидировала', - заявили ГАЗЕТЕ в другом рекламном агентстве, отметив, что производимые NFQ ролики были весьма малобюджетными. 'Их стоимость не превышала ста тысяч долларов, - говорят рекламщики. - А это по меркам агентств очень небольшая сумма». Впрочем, по некоторым оценкам, оборот NFQ, куда входило и полиграфическое подразделение, мог составлять несколько десятков миллионов долларов.
Заявление совета Ассоциации коммуникационных агентств России
12 апреля 2004 г. циничное убийство унесло жизнь одного из старейших деятелей российского рекламного сообщества, президента РА NFQ Бориса Эрленовича Гольдмана. В 1992 году он основал рекламное агентство полного цикла услуг New Found Quality (NFQ). Один из лидеров российского рекламного рынка, Борис Гольдман вел крупнейших клиентов: это пивоваренная компания «Красный Восток», автомобильный концерн DaimlerChrysler, Воронежский молочный комбинат, торговый дом 'Мак-Дак' и многие другие. Среди достижений NFQ можно особо выделить премии «Бренд года/Effie» за 2001 и 2002 годы.
В 2003 году Борис Гольдман стал лауреатом премии «Медиа-менеджер России».
Борис Эрленович будучи личностью незаурядной внес заметный вклад в становление российской рекламной отрасли. Он стоял у истоков основания Российской ассоциации рекламных агентств (ныне Ассоциация коммуникационных агентств России). Во многом благодаря его деятельности российский рекламный рынок является сегодня одним из наиболее развитых и цивилизованных.
Жестокая и несправедливая смерть Бориса Эрленовича Гольдмана до глубины души потрясла всех, кто его знал как обаятельного и жизнелюбивого человека. Высоко эрудированный специалист, истинный профессионал своего дела - таким он навсегда останется в памяти друзей, деловых партнеров и коллег по бизнесу.
СПРАВКА
Рекламная компания NFQ (New Found Quality - 'новый взгляд на качество') была создана в 1992 году. Занимается всеми видами рекламы и является агентством полного цикла, от планирования рекламной кампании до размещения рекламы на телевидении, радио, в прессе, на транспорте и уличных рекламных щитах. Вместе с тем производит сувениры и полиграфическую продукцию. В состав агентства входит полиграфический центр 2Print. В разное время оно рекламировало автомобили Ford, Mercedes, бытовую технику ASKO, Brandt, чай Dilmah, сок «Чемпион», строительные смеси «Консолит» и другое. В 1995-1996 годах агентство совместно с Фондом эффективной политики (ФЭП) участвовало в парламентской предвыборной кампании партии «Конгресс русских общин» (Александр Лебедь) и в предвыборной кампании Бориса Ельцина. В последнее время активно сотрудничало с пивоваренной компанией «Красный Восток», рекламируя пиво «Красный Восток», «Солодов» и «Чешский стандарт».
|