Зачем Абрамовичу Чукотка? Над этим вопросом до сих пор ломают головы аналитики и журналисты. Побывавший недавно в одном из самых нищих регионов России швейцарский коллега, чей материал был опубликован в "МК", предположил: удачливый олигарх просто испытывает свои силы. Мол, если "вытянет" Чукотку - сможет стать чуть ли не президентом. Для того и свои деньги тратит на местных жителей, не надеясь на доходы.
Однако те миллионы долларов, которые олигарх-губернатор "дарит" живущим на вечной мерзлоте, могут вернуться к нему с громадной прибылью. Только по предварительным оценкам, арктические снега скрывают богатств на триллион долларов. Другое дело, что нужны громадные инвестиции, чтобы все это поднять. У государства денег нет. А у Абрамовича есть. Роман Аркадьевич сразу объявил приоритет. "Чукотка - всерьез и надолго". Он не обманывает. Если ничто ему не помешает, то через десять-двадцать лет Роман Аркадьевич станет одним из самых богатых людей мира.
Золотой презерватив
Последние полгода, именно с того момента, как стало понятно, что Абрамович непременно будет губернатором чукч, эскимосов и оставшихся еще в Арктике россиян, в СМИ упорно создается миф, что на Чукотке ничего нет. Кроме снега и морозов. "Клюкву" можно вешать на уши жителям большой земли. Но только не северянам. Летом практически все они ходят в тундру. На охоту, за ягодой. И в снаряжении у многих лоток. Мелкие самородки, которые ловятся в ручьях иной раз даже при мытье рук, называются "ноготки". Особо удачливые к концу короткого северного лета имеют ноготков по "полмешочка". "Мешочек" - это дубовый советский презерватив. Так что благородный металл лежит практически под ногами.
Начиная с пятидесятых годов прошлого века, золота на Чукотке было добыто около девятисот тонн. И при этом ее недра по-прежнему считаются неисчерпаемыми. Сейчас на работающих в этой отрасли приходится в среднем около трех килограммов золота и добывается одна десятая часть всего драгоценного металла, получаемого в стране.
Нерентабельно, как сейчас, добывать здесь "золотой запас" в том случае, если число едоков превышает количество рабочих рук. А при вахтовом методе работы будет добываться по пять-шесть кэгэ на человека. Роман Аркадьевич уже заявлял, что нынешнего населения для полуострова многовато (вместо 70 с лишним тысяч нужно бы пятьдесят). И легко дает деньги желающим выехать в среднюю полосу России. Скорее всего именно потому, что золотодобыча даст наиболее быструю весомую отдачу...
Один из самых лакомых кусочков Чукотки - уникальное месторождение золота "Майское". По данным геологов, его можно разрабатывать десятки (!) лет, имея многократную отдачу. "Сибнефть" скупила контрольный пакет его акций еще в бытность Абрамовичем депутатом от Чукотского автономного округа. Остальные акции оставались у администрации края. Главой которой стал Роман Аркадьевич чуть позже... Зачем же надо было заявлять, что золото на Чукотке добывать нерентабельно? Округ, по предварительным данным, по общим запасам золотых руд сейчас значительно превосходит Аляску и северную Канаду. Куда там Клондайку!
Олигарховы "варяги"
Не менее "золотыми" при умелом подходе окажутся добыча олова и вольфрама. Их месторождения на Чукотке известны достаточно давно. На эти металлы устойчивый спрос, и в мире таких месторождений не так уж много. При советской власти рудники работали, но затем быстро "умерли". Олово и вольфрам крайне необходимы не только гражданским, но и военпрому. И данные об объемах залежей этих металлов на Чукотке достать проблематично. Хотя наверняка эти цифры хотели бы знать многие. Прежнему правительству во главе с экс-губернатором Назаровым восстановление рудников и разведка новых могли показаться неинтересным занятием. Это вряд ли можно сказать о губернаторе-бизнесмене.
Есть на Чукотке и нефть. Хотя споры вокруг наличия на российском Севере "черного золота" не прекращаются. Разведанные запасы Берингоморского шельфа приходится делить с Америкой. Шельф находится как на российской территории, так и у Аляски. Зато прогнозируемые запасы Хатырского бассейна, расположенного недалеко от Анадыря, - десять миллионов тонн. Нефть светлая и легко извлекаемая. Разумеется, месторождение это очень маленькое. Среднее оценивается в 500-600 миллионов тонн. Разрабатывать имеющееся есть смысл (а "Сибнефть" собирается этим заняться) для использования именно в точке добывания. То есть - на Чукотке. Полуостров перестанет зависеть от постоянно срывающихся поставок горючего с материка. Но скорее всего нефть есть еще, ее разведка ведется. По последним данным, "Сибнефть" начала планирование единой производственной цепочки по разведке, добыче и переработке углеводородного сырья на Чукотке. В работу включился "Газпром" в лице своего подразделения "Запсибгазпром". Который, со своей стороны, возможно, заключит операторский договор с нефтяной компанией на разработку газового месторождения "Западно-Озерное". Оно также расположена на территории Чукотского автономного округа. В ближайшее время будет разработан среднесрочный план нефте- и газодобычи на территории округа. Поставка оборудования для ведения буровых разведывательных работ уже началась. Морской шельф Чукотки граничит с крупным нефтеносным районом Аляски, процветание которой началось после открытия здесь залежей "черного золота"...
Понятно, что на Чукотке, откуда специалисты, которые могли найти себе применение на Большой земле, уехали еще в начале девяностых, найти квалифицированную рабочую силу для осуществления "планов громадья" проблематично. Обычных рабочих - пожалуйста. Каждый вечер у конторы "Анадырьстроя", выкупленной "Сибнефтью", собирается толпа местных "бичей" - здоровых мужиков в возрасте от двадцати пяти до сорока пяти лет. "Сибнефть" вовсю набирает кадры для работы летом "в поле".
В отличие от регулярных рейсов с Большой земли, которые приходят два раза в неделю, чартеры аэропорт принимает каждый день. "Сибнефть" везет своих специалистов. Отличить их очень легко. В местном ресторане они не пьют, в правительство округа, под которую переоборудовано здание администрации анадырского порта, входят по-хозяйски и стараются выполнять один из первых указов губернатора Абрамовича, который запрещает курить в официальных учреждениях. Свои кадры "Сибнефть" привозит из Москвы, Питера и из Омска, где расположена основная база компании. Работы для них масса. На сегодняшний день разведано только семь процентов громадной территории. И какой результат!
Первое, за что взялся Абрамович, став губернатором, - это наведение порядка в финансах округа. Это опять-таки делают приезжие, поскольку местные чиновники в документальном оформлении их прошлого совсем не заинтересованы. А для того чтобы старая гвардия не мешала, Абрамович выстроил вертикаль власти, полностью отвечающую осуществлению его планов. Чукотская Дума утвердила закон о том, что администрация автономии отныне именуется правительством, во главе которого стоит председатель правительства, председатель Совета безопасности и председатель глав районных администраций. Он же - губернатор.
Что же касается старого штата, то его никто разгонять не стал. Пять тысяч непригретых чиновников, привыкших к регулярному куску и знающих законы, - это куда хуже, чем тысячи простых работяг, выброшенных на улицу. Поэтому штат правительства просто был увеличен вдвое. При этом реорганизацию потерпели некоторые комитеты, имеющие существенное влияние на Чукотке. К примеру, природоохранный. Ранее без его разрешения не мог быть тронут ни один участок тундры. Ведь там, где, скажем, прошла золотодобывающая драга, сто лет расти ничего не будет. Тот же ягель, который пробивается из земли по миллиметру в год. После реорганизации комитет вряд ли скоро восстановится...
Как изловить кита?
С приездом Абрамовича и К° жизнь в городе, про который сами местные говорят: "Много есть на свете дыр - самый главный Анадырь", оживилась. Жители чукотской столицы, к примеру, увидели шоу "Мисс Чукотка", вел которое Валдис Пельш, а оформляла пара известных московских музыкальных групп. За "Кубок губернатора" боролись погонщики оленей. Рыбаков утешил Фестиваль рыбной ловли. Обещанные призы - снегоходы, телевизоры и много чего еще.
На социальные же программы Романом Аркадьевичем действительно выложены большие деньги. Был широко разрекламированный вывоз детей с Чукотки в санатории. Была гуманитарная помощь в тысячи тонн. Закупается медтехника, самолеты... В общей сложности Абрамович добавил к бюджету округа восемнадцать миллионов долларов. В этом году собирается добавить еще пятьдесят.
Если верить данным о личном состоянии олигарха, то это - всего один-два процента. Но и эти деньги выкладываются не просто так. Благодаря гуманитарным акциям Роман Аркадьевич получил хороший имидж на Западе. Мнение внутри России его, похоже, не особо интересует. По крайней мере московских журналистов здесь теперь встречают, мягко говоря, настороженно. Кстати, олигарх сейчас формирует монополию на "чукотскую информацию" - среди привезенных им специалистов есть и такие, кто налаживает новый местный канал телевидения (пока работают только ОРТ и РТР, НТВ было отключено полгода назад), и создают Чукотское информационное агентство.
Зато для иностранцев, несмотря на наличие пограничной зоны, никаких проблем нет. После активного пиара, направленного на Америку, Абрамович сам направился в деловое турне по США, Канаде и Аляске. Встречался с зарубежными капиталистами, предлагал им вкладывать деньги в Чукотку. По сообщениям СМИ, губернатор прельщал иноземных коллег рыболовством и строительством жилья. Это то, что уже сегодня может дать быструю отдачу. По слухам, есть у олигарха нового типа и еще один план. Прорыть под Беринговым проливом железнодорожный тоннель. До тоннеля пока далеко, но все те же привезенные специалисты уже готовят Анадырский аэропорт к приему международных рейсов...
Чукотка, на которую правительство России давно не обращало никакого внимания, уже давно с интересом обозревалась зарубежными "акулами". Та же рыбодобыча здесь очень многообещающа. Местные жители называют прианадырский лиман "огородом". И ходят туда собирать "урожай". В домах на столе всегда красная рыба и красная икра. Ее хранят в американских 22-литровых ведрах. Здесь называют "сором" креветок и прочую морскую живность, которую японцы воруют в наших территориальных водах, несмотря на риск нарваться на пограничников. Чукотские же рыбзаводы пока стоят.
Кстати, чукчи на сегодня - единственный в мире народ, которому предоставляется квота на убой китов и другого "морзверя". Поскольку только они используют китовое мясо в пищу. Жизнь заставила. Еще несколько лет назад "китятиной" кормили исключительно собак. США и Япония совсем не прочь на таких законных основаниях подключиться к добыче занесенных в Международную Красную книгу серых китов и белухи.
Идеал о двух концах
Любят ли Абрамовича на Чукотке? Любят. И очень. В первую очередь - по контрасту с прежним губернатором Назаровым. Тому, скажем, было выгодно, чтобы население уменьшилось, чтобы в какую-нибудь золотоносную местность можно было завезти приезжую команду - добывай себе бесконтрольно! И тогда в поселках просто отрубались тепло и свет. Что это такое при минус сорока - представить себе трудно. Люди уходили либо умирали. А президентская программа по вывозу людей с Севера реализовывалась странным образом. Квартиры предоставлялись в таких местах, откуда уехавшие считали за благо вернуться в тот же Анадырь.
Фонд Абрамовича расселяет северян от Саратовской области до Москвы. Та же самая задача - уменьшение населения на полуострове - выполняется вполне цивилизованно. У тех же, кто остается, есть перспектива получить работу, раздается еда, теплые шапки и прочие "стеклянные бусы".
Абрамович, пришедший "надолго", явно считает, что действовать так же неразумно, как приведший округ к полному упадку бывший губернатор Назаров, не стоит. Вложенные Романом Аркадьевичем на сегодня один-два процента состояния должны окупиться.
Пока цели и задачи Романа Аркадьевича, вытаскивающего округ из "вечной мерзлоты", совпадают с чаяниями местного народа. И вместе с тем жители Чукотки превращаются в крепостных нового типа.
В идеале все произойдет следующим образом: все проекты нового губернатора заработают, инвестиции пойдут в дело, предприятия начнут давать прибыль, люди получат долгожданные зарплаты... и "Сибнефть" становится полным монополистом на полуострове. Нефте- и золотодобыча у нее. Возможные алмазные россыпи, на наличие которых тоже указывают геологи, - тоже у "Сибнефти". Добыча цветных металлов, даже такие "мелочи", как оленеводство, мамонтовая кость, экстремальный туризм - все "Сибнефть". Информационное и социальное поле, административный ресурс - принадлежат губернатору Абрамовичу. Абрамович - хозяин "Сибнефти". Следовательно, Роман Аркадьевич становится новым феодалом - и как административный хозяин в качестве губернатора, и как финансовый, в качестве "Сибнефтяного короля"...
Мечта прочих российских региональных владык заполучить к себе в область мощное предприятие, способное на налоги содержать социальную сферу и давать рабочие места на Чукотке, трансформировалась неожиданным образом. В России такой уникальной ситуации нет нигде. Отдаленно похожая в Омской, где у "Сибнефти" очень крепкие позиции. Там, по слухам, один из ближайших родственников губернатора - друг Абрамовича и акционер компании. Почему же Роман Аркадьевич не стал баллотироваться в центре России? Возможно, ответ еще и в том, что Чукотка практически неподконтрольна центру. Само ее географическое положение практически не дает возможности проводить какие-либо проверки. Зато близость Аляски позволит при желании "перекачивать" излишки туда, где их никто не найдет. Впрочем, представляя себе контакты Романа Аркадьевича с президентским окружением, вряд ли можно представить себе и само желание центра контролировать его деятельность. Свою лояльность Кремлю олигарх уже неоднократно доказывал. А пиар, который в течение ближайших двух лет пойдет на материковую Россию, и вообще не вызовет ни у кого желания отправляться в регион, который будет выглядеть весьма благополучным.
Но будет ли через несколько лет на Чукотке популярна фигура самого Абрамовича? Ведь только ему решать, станет ли он в условиях северной изоляции автономного округа по-прежнему кормить и развлекать население за свои деньги (поскольку бюджет будет складываться из налогов "Сибнефти") или в случае коммерческих неудач поведет себя как бизнесмен, для которого прибыль на первом месте... Выгоден бизнес - будут вложения. Невыгоден - выбираетесь, как знаете.
Жизнь Анадыря во многом зависит от ветра. Местный аэропорт мало того что отделен от города лиманом - он не работает, когда дует "южак" - вопреки названию шквальный и пронизывающий до костей. При "южаке" даже самолет "Сибнефти", который ловит любое "окно" в погоде, не сможет сесть. Теперь судьба Чукотки, кроме ветра, зависит и от одного человека. Который, судя по всему, строит там развитой феодализм...
|