Россия и Катар обменялись заложниками. Москва отпустила двух задержанных ФСБ катарских спортсменов, а Доха разрешила вернуться на родину российскому дипломату, которого считала соучастником убийства экс-президента Ичкерии Зелимхана Яндарбиева. Суд над двумя сотрудниками российских спецслужб должен начаться в ближайшее время, и вчера к ним получили доступ российские адвокаты.
В российско-катарском скандале вокруг убийства Яндарбиева, взорванного 13 февраля в своем автомобиле в столице Катара, вчера появились первые серьезные сдвиги. Во вторник с эмиром Катара Хамадом бен Халифой Аль Тани поговорил по телефону президент России Владимир Путин. Лидеры "высказались за дальнейшее развитие российско-катарских отношений, а также обменялись мнениями о ситуации на Ближнем Востоке и в зоне Персидского залива", сообщила пресс-служба президента.
Сразу вслед за этим разговором из СИЗО "Лефортово" были выпущены задержанные в конце февраля представитель Федерации борьбы Катара Насер Ибрагим Саад и катарский борец азербайджанского происхождения Ибрагим Ахмед Насер Ахмед (Ибад Ахмедов). В конце февраля они были задержаны в "Шереметьево-2" по подозрению в контрабанде валюты, после чего ФСБ объявила, что проверяет причастность задержанных к незаконным вооруженным формированиям.
А вчера утром МИД Катара объявил персоной нон-грата первого секретаря российского посольства Александра Фетисова, и он вылетел в Россию. Источник, близкий к МИД, сообщил, что освобождение спортсменов и фактическое разрешение на выезд Фетисова - следствие разговора Путина с катарским эмиром. В Центре общественных связей ФСБ ситуацию не комментировали.
Фетисов был арестован вместе с двумя сотрудниками российских спецслужб в ночь с 18 на 19 февраля на дипломатической вилле в Дохе. Затем он был отпущен в российское посольство, поскольку имел дипломатический иммунитет, но власти Катара препятствовали его выезду в Россию. Двое других россиян остаются в тюрьме, им предъявлено обвинение в убийстве Яндарбиева. В качестве наказания за убийство в Катаре предусмотрена смертная казнь.
На прошлой неделе американская Washington Post написала, что россияне признались в причастности к убийству Яндарбиева. После этого анонимные источники в МИД России со ссылкой на работников консульства в Катаре сообщили, что к арестованным применялись пытки.
Вчера же в Катар после месячного ожидания виз прибыла группа российских адвокатов, которую возглавляет Дмитрий Афанасьев из бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры". Представитель бюро Илья Левитов рассказывает, что российские адвокаты уже встретились со своими партнерами из Великобритании и Катара, которые привлечены к делу, и получили вместе с российским консулом вчера доступ к арестованным и материалам дела. С момента ареста адвокаты к задержанным не допускались. Катарское государственное информагентство вчера сообщило, что суд над россиянами может начаться в самое ближайшее время.
Несмотря на первые подвижки, ситуация остается критической, поскольку реальных рычагов давления на Катар у России нет - в эмирате расположена крупнейшая в регионе американская военно-воздушная база, а сотрудничество двух стран практически отсутствует, говорит источник, близкий к российской разведке. По его мнению, вмешательство президента - это последний резерв и "остается ждать решения суда, которое может быть любым, включая и смертный приговор". Ветеран внешней разведки КГБ Игорь Прелин считает, что Россия должна продолжать использование дипломатических рычагов, поскольку "силовые варианты не просматриваются". Прелин надеется, что обвинения в адрес россиян развалятся в суде и они будут оправданы.
|