Михаилу Фрадкову предложено стать английской королевой. Проект распределения обязанностей между премьером, его заместителем Александром Жуковым и руководителем аппарата Дмитрием Козаком отводит Фрадкову роль стратега, свободного от злобы дня. А Козак становится не просто главным делопроизводителем кабинета министров, но и ответственным за "единство исполнительной власти" в России.
В последний раз распределение обязанностей подписывал в июне 2003 г. экс-премьер Михаил Касьянов. Воспользовавшись введением в правительство вице-премьеров Бориса Алешина и Галины Кареловой, он отказался от распределения обязанностей по отраслевому принципу, когда за его замами закреплялись конкретные министерства. Любой из шести вице-премьеров в рамках закрепленных сфер ответственности мог дать поручение любому министру.
Новый проект распределения обязанностей, как утверждают в Белом доме, готовил старожил аппарата правительства, заместитель Козака Михаил Копейкин. Документ выстраивает принципиально иную схему взаимодействия в треугольнике Фрадков - Жуков - Козак. В нем сказано, что премьер определяет основные направления деятельности правительства, организует, координирует и контролирует работу высших федеральных чиновников. Полномочия Касьянова, согласно не отмененному пока распределению, были шире, чем у Фрадкова. Помимо стратегии Касьянов лично контролировал Минатом, Минимущество и РФФИ, Минпромнауки и ГТК, руководил комиссией по военно-техническому сотрудничеству и координировал взаимодействие с ЦБ.
Зато Козак может приобрести политический вес, беспрецедентный для его нынешней должности. Ему предписывается "обеспечение единства исполнительной власти в РФ". Такой масштабной задачи не ставилось ни перед одним из его предшественников. Новые полномочия позволят Козаку "вмешиваться в формирование структуры министерств и ведомств, насаждать единые правила управления и контроля", поясняет чиновник администрации президента. "Козак десантирован президентом в правительство для проведения административной реформы. И первая его задача - преодолеть ведомственный феодализм, когда каждое министерство вырабатывает свой регламент, свой порядок продвижения кадров, - рассуждает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. - Обязанности Козака - это прямое указание на то, что его власть простирается внутрь министерств".
Козак будет обеспечивать взаимодействие кабинета с администрацией и Управлением делами президента, Генпрокуратурой, Конституционным, Верховным и Арбитражным судами. В регламенте правительства, утвержденном в октябре 2000 г. , функции руководителя аппарата фактически сводились к организации документооборота в Белом доме. "Другое дело, что Касьянов доверял [бывшим руководителям аппарата Игорю] Шувалову и [Константину] Мерзликину, - напоминает чиновник Белого дома. - Шувалова он назначил председателем комиссии по законотворческой деятельности, а Мерзликина - зампредом комиссии по административной реформе". При этом Козак сохранит за собой прерогативы своих предшественников - например, он будет готовить повестки заседаний правительства и контролировать, как оно исполняет поручения президента.
Жуков сконцентрирует практически все, что раньше ложилось на команду из шести вице-премьеров. За ним закрепляется координация ведомств в области социально-экономического развития страны, макроэкономики, денежной и бюджетной политики. Он будет отвечать за законотворчество и взаимодействие с обеими палатами парламента. "Чтобы не перегрузить [Жукова], комиссию по административной реформе передали Козаку. Это к тому же логично дополняет ряд его обязанностей", - замечает осведомленный чиновник Белого дома. А бывший вице-премьер Александр Шохин считает, что такой круг обязанностей позволит Жукову проявить свои сильные качества в законотворчестве и продвижении структурных реформ.
Бывший сотрудник Белого дома, работающий ныне в администрации президента, не считает, что усиление Козака ущемляет Фрадкова. Чиновник напоминает, что энергия Касьянова распылялась на оперативном контроле за десятками министерств. "А теперь премьер реально займется стратегией. Ничего содержательнее, чем определение основных направлений, в его деятельности нет", - замечает он. "Многое зависит от того, как Фрадков распорядится достоинствами своих помощников, - добавляет Шохин. - Вряд ли он будет давать им конкурировать, так как еще при найме [Фрадкова] его диспозиции были оговорены".
|