Крупный теракт, схожий по масштабам разрушений со взрывом газа в Архангельске, предотвращен в пятницу в подмосковных Люберцах. В одной из квартир 9-этажного жилого дома было обнаружено взрывное устройство общей мощностью более 20 килограммов в тротиловом эквиваленте. Предотвратить трагедию удалось случайно всего за час до того, как должна была сработать адская машина. По подозрению в подготовке этой масштабной диверсии разыскивают двоих кавказцев, которые снимали эту квартиру.
"Около 10 утра раздался звонок в дверь, - рассказала ГАЗЕТЕ проживающая в 4-м подъезде пенсионерка Евдокия Лавриненко. - Открыла. Там милиционер. Попросил побыстрее собраться и выйти на улицу. Сказал, что в доме чрезвычайная ситуация - утечка газа в соседнем 3-м подъезде. Когда вышла на улицу, вокруг было много милицейских машин и "скорых". Все жильцы нашего дома уже были на улице. Вскоре всем нам приказали отойти подальше от дома".
Другой обитатель дома (молодой человек просил не упоминать его фамилию) рассказал, что проснулся от сильного стука в дверь. На площадке стояли несколько милиционеров. "Один из них сказал, что произошла утечка газа. Говорит, мол, видел, что произошло в Архангельске, - быстро собирайся и на улицу. Спросил, есть ли у меня мобильный телефон. Приказал отключить. Тут я уже понял, что дело не в газе. Быстро оделся, взял кое-какие ценности и сбежал вниз".
Бывший военный городок п/о 3 Люберцы расположен в десяти минутах езды от станции метро "Выхино". В 9-этажном 4-подъездном доме № 52 (всего в нем 144 квартиры) в основном проживают семьи бывших военнослужащих расформированной несколько лет назад части ВВС.
3-комнатную квартиру № 84 хозяин уже давно сдает через одну из местных риелторских фирм. Сам он, по некоторым данным, сейчас проживает в Москве. Последними постояльцами были двое кавказцев. По данным ГАЗЕТЫ, квартиру они сняли недавно и всего на несколько дней. Никто из жильцов подъезда их ни разу не видел. Соседи говорят, что в последнее время здесь проживали строители-украинцы из Запорожья и какие-то туркмены.
В минувшую пятницу у новых клиентов истек срок аренды с риелторской фирмой. Около девяти уборщица агентства недвижимости пришла навести в квартире порядок и приготовить ее к сдаче новым арендаторам. В одной из комнат она обнаружила чемодан, прикрытый сверху мужской курткой. Открыв его, женщина увидела какие-то болванки, провода и таймер (позже установили, что он должен был сработать около 11.00). Справедливо решив, что это бомба, уборщица начала обзванивать квартиры соседей и просить вызвать милицию. Прибывшие стражи порядка в спешном порядке начали эвакуировать жильцов, а взрывотехники ФСБ приступили к обезвреживанию взрывного устройства. На это им понадобилось немногим более 10 минут.
По некоторым данным, бомба помимо тротиловых шашек состояла из 18 выстрелов к ручным противотанковым гранатометам РПГ-7 с электродетонаторами и подключенным таймером. Общая масса взрывчатки превышала 20 килограммов. Как говорят специалисты, в случае, если бы террористам удалось осуществить задуманное, последствия были бы такими же, как во время недавнего взрыва точно такого же жилого дома в Архангельске. Кстати, аналогичные взрывные устройства террористы использовали в феврале в Раменском районе при подрыве газопровода и в марте при минировании ЛЭП на Симферопольском шоссе рядом с МКАД.
Вернуться в свои квартиры жители смогли только спустя восемь часов. Объяснять им ничего не стали. Просто сказали, что все в порядке. «Какой там порядок - до сих пор бьет мандраж. У меня день рождения, а я никак не могу прийти в себя», - заявила корреспонденту ГАЗЕТЫ Валентина Давыдова.
По факту произошедшего заведено уголовное дело по статье «терроризм». Правоохранительные органы разыскивают арендовавших квартиру кавказцев. Следствие не исключает, что они причастны к недавним терактам в Подмосковье. 23 февраля на одном из интернет-сайтов сепаратистов появилась информация о том, что в окрестностях Москвы было взорвано 60 снарядов, с помощью которых якобы были выведены из строя два магистральных газопровода. А 9 марта на том же сайте сообщалось о подрыве трех опор высоковольтной линии электропередачи, питающей некую московскую водообогревающую электростанцию. Причем публикация сопровождалась отснятым боевиками видеороликом с подмосковными пейзажами (в том числе с ЛЭП и газопроводами) и рассказом о базе диверсантов близ Москвы.
Ответственность за эти диверсии взял на себя Шамиль Басаев. Российские власти назвали его заявление бредом.
Справедливости ради стоит отметить, что во всех трех подмосковных ЧП террористы вели себя довольно странно. Они так ни разу и не смогли довести задуманное до конца. Первые два случая больше напоминали некие акции устрашения. В "люберецкой истории" логика также отсутствует. Например, непонятно, что мешало террористам привести свой замысел в действие не в день окончания срока аренды, а, скажем, накануне, когда никакая уборщица им помешать явно не могла.
У кого покупают и как охраняют взрывчатку
Существует несколько основных путей, по которым взрывчатка и боеприпасы попадают в руки преступников. Первый и наиболее распространенный - от военных. Получающие мизерную зарплату офицеры и прапорщики, отвечающие за склады боеприпасов, порой готовы продать практически любое вооружение или взрывчатое вещество. Наиболее ходовыми у террористов являются тротиловые шашки (чаще всего по 200 граммов), пластид, ручные гранаты (оборонительные Ф-1 и наступательные РГД-5, РГД-42) и заряды к подствольным гранатометам. Преступники иногда пытаются получить "товар" через оборонные предприятия, производящие взрывчатку. Второй способ - купить у "черных следопытов", занимающихся раскопками в местах боев Великой Отечественной войны. Как правило, они выплавляют взрывчатку из найденных старых артиллерийских снарядов, мин и авиационных бомб. И третий путь приобретения смертоносного товара - у специалистов, занимающихся взрывными работами. В основном это взрывники, проводящие горно-взрывные работы, при которых чаще всего используется вещество аммонит. Он находится на строгом учете, однако все же иногда имеется возможность каким-то образом списать его и продать.
Контроль за использованием и хранением взрывоопасных предметов в воинских частях осуществляют комиссии Минобороны, а на промышленных предприятиях - специалисты МВД совместно с представителями Госгортехнадзора России, ФСБ России и Федерального агентства по промышленности. Всего в России насчитывается около 5 тысяч предприятий, производящих взрывчатые вещества промышленного и военного назначения или выполняющих работы со взрывчаткой. Как хранение, так и перевозка взрывчатки строго регламентирована в «Единых правилах безопасности при проведении взрывных работ», утвержденных Госгортехнадзором в 2001 году. В частности, перевозка должна производиться под охраной в специально оборудованных машинах и в сопровождении опытных «мастеров-взрывников». При этом маршрут движения составляется заранее. Инструкции водителям, охране и специалистам-взрывникам должен утвердить руководитель предприятия, которому принадлежит опасный груз. Именно руководитель несет ответственность за перевозку груза.
|